Если вы хотите, чтобы дети учились с интересом, вашим помощником, бесспорно, станет набор дидактических игр с речевыми задачами «Капитаны». Он поможет в обучении детей делению слов на слоги, выполнению звукового и звукобуквенного анализа, подготовке и закреплении навыков целостного безошибочного чтения и письма, развития фонематического слуха, зрительного внимания и памяти дошкольников, пространственной ориентации, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), мелкой моторики. Пусть поступление ребенка в школу и дальнейшее обучение станет для него радостью!

 

Для проведения вариантов игры понадобятся:

— 3 наборных полотна с волнами в виде кармашков, в которые можно вставлять кораблики, одно – общее – гавань, где отдыхают корабли;

— 2 трапециевидных порта с кармашком, в который можно вставлять знак-символ;

— 20 корабликов, в нижнюю часть которых можно вставлять карточки;

— сюжетная картинка с изображением водного транспорта (корабль, надувная лодка, моторная лодка; пароход, катер, баржа, парусник);

— картинка с изображением 3 пар одинаковых кораблей;

— картинка с изображением корабля, разрезанная на 5 частей;

— знаки-символы для обозначения: а) звуков (гласных, твердых и мягких согласных);

— предметные картинки;

— набор букв;

— карточки с написанными словами, в которых пропущены буквы для обозначения безударных гласных или пар твердых глухих и звонких звуков;

— фишки с изображением якоря (бинокли, бескозырки) для поощрения за правильный ответ;

— лист бумаги, ручка (карандаш).

Капитаны

Набор дидактических игр с речевыми заданиями для детей от четырех лет

Жил-был на свете маленький кораблик. Он очень дружил с водой, и поэтому всегда был белым и чистым. Кораблик с восторгом смотрел на мир своими круглыми светлыми глазами, которые называются таким сложным словом «иллюминаторы». Кораблик плыл по морю, и волны ласково гладили его бока. Кораблику было приятно и весело.

— Ду-ду-ду! – подпевала труба, и яркие флажки хлопали в свои разноцветные ладошки.

Маленький кораблик будет очень рад, если ты будешь играть и будешь учиться вместе с ним.

Дорогу кораблю

Цель:

Автоматизация звуков.

Развитие глазомера, плавного длительного речевого выдоха, пространственной ориентации, мелкой моторики, фантазии.

Воспитание терпеливости.

Оборудование: кораблик, лист бумаги, ручка (карандаш).

Ход игры

Вариант 1

Взрослый объясняет, что на море бывает разная погода: штиль, когда море спокойное, ветрено, и тогда на море появляются волны, а бывает, поднимается настоящая буря.

Взрослый предлагает ребенку изобразить разную погоду на море. На листе бумаги педагог рисует пунктиром (точками) прямую линию (штиль), дуги (ветрено), спиралевидные линии (буря). Ребенок должен назвать, какая погода на море, и изобразить ее самостоятельно.

Вариант 2

Ребенок ручкой (карандашом), не отрывая руки, обводит линии, прокладывая путь кораблику, длительно произнося при этом звуки [с] (штиль), [ш] (ветрено), [г] (буря).

Плыви, плыви кораблик…

Цель:

Актуализация словаря омонимов.

Развитие зрительного внимания, пространственных представлений, мыслительных операций (анализ, сравнение), умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитание интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением водного транспорта.

Ход игры

Взрослый показывает ребенку сюжетную картинку, поощряет к называнию изображенных предметов.

— Как называется такой вид транспорта, который передвигается по воде? (Водный) Что больше: корабль или лодка? Что из водного транспорта является самым большим? Что наименьшим? Что плывет направо? Слева? Между? А что еще может плавать? (Человек, рыба, лебедь, лягушка, листок, мяч, палка…).

Целесообразно провести с ребенком эксперимент – доказать, что могут плавать все резиновые и деревянные предметы.

Сложи картинку

Цель:

Упражнение в образовании существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа в значении принадлежности.

Актуализация словаря омонимов.

Развитие зрительного восприятия, внимания, пространственной ориентации, мыслительных операций (анализ, синтез), мелкой моторики.

Воспитание интереса к конструктивной деятельности.

Оборудование: картинка с изображением корабля, разрезанная на 5 частей.

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку составить целую картинку, показать, где у корабля нос, корма, днище, борта, палуба, труба, иллюминаторы, штурвал.

У кого (чего), кроме корабля, есть нос (носик)? (У людей и животных, иглы, чайника, ботинка). У чего (каких предметов) есть дно? (У посуды в шкафу, корзины, коробки, аквариума, реки, моря…).

Найди пару

Цель:

Развитие зрительного внимания, пространственных представлений, мыслительных операций (анализ, сравнение).

Воспитание усидчивости.

Оборудование: картинка с изображением трех пар одинаковых кораблей.

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку найти одинаковые кораблики; показать кораблик в правом верхнем (нижнем) углу.

Отведи в порт кораблик

Цель:

Формирование навыков частичного звуко-буквеного и слогового анализа и синтеза.

Дифференциация звуков, близких по акустико-артикуляционными признакам.

Развитие пространственных представлений, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация), мелкой моторики.

Воспитание интереса к изучению родного языка.

Оборудование: знаки-символы для обозначения: а) звуков (гласных, твердых и мягких согласных); предметные картинки; набор букв; карточки с написанными слова, в которых пропущены буквы для обозначения безударных гласных или парных согласных (за звонкостью–глухостью, твердостью–мягкостью); фишки с изображением якоря (бинокли, бескозырки) для поощрения за правильный ответ.

Ход игры

Вариант 1

Дети – капитаны кораблей. Педагог предлагает им отвести корабли в нужный порт: один порт груз (картинки), название которого состоит из одного слога, во второй — из двух слогов.

Вариант 2

В один порт дети ведут корабли с грузом, название которого начинается (заканчивается) громким звуком, в другой – согласным. В портах выставлены соответствующие фишки.

Вариант 3

В один порт дети увозят грузы, название которых начинается (заканчивается) мягким согласным, в другой – твердым.

Вариант 4

В один порт дети увозят грузы, в названии которых есть звук [р], в другой – звук [л] (целесообразно использовать такие пары звуков, которые отрабатываются педагогом с конкретным ребенком)

Вариант 5

На кораблях – необычный груз – слова, в которых потерялась одна буква (Ж или Ш) (или любая другая пара в соответствии с намеченным педагогом коррекционных задач). Капитаны ведут корабли в порт, чтобы заполнить место пропущенных букв.

Вариант 6

В один порт дети отвозят обувь (овощи), в другой – одежду (фрукты).

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

пятнадцать − четырнадцать =

Отправить