Конспект занятия в старшей логопедической группе (подготовка руки к письму) «По дороге с фиксиками»

логопедическое занятие старшей группы, логопедический конспект занятия старшей группеЦели:

Закреплять знания детей о символах  и карте России.

Учить ориентироваться на листе в клетку, держать правильно карандаш.

Учить проводить беспрерывные линии, штриховать прямыми линиями (горизонтальными и вертикальными).

Закреплять навыки работы с бумагой (оригами), умение пользоваться ножницами и вырезать по контуру.

Развивать координацию движений с речевым сопровождением, выразительность речи, эмоциональность, артистичность, мимику.

Развитие психических процессов (память, внимание, логическое мышление), умение работать в парах.

Развивать общую и мелкую моторику рук.   

Воспитывать навыки сотрудничества, дружеского отношения друг к другу, чувства любви и патриотизма к своей стране.

Оборудование: знаки-эмблема 10 штук, карта, 10 штук листов голубого цвета форматом А4, карта-пазл,  10 штук листов в клеточку, ножницы, подставка для флага, тарелки с материалом для выкладывания (дерево, уголь, пшеница, изюм, семечки), 10 цветов на резинках, простые и цветные карандаши.

Подготовительная работа: знакомство с географической картой России, ее частями, природными ресурсами

 Ход логопедического занятия в старшей группе

1. Оргмомент

Логопед:  - Сегодня я предлагаю вам поиграть в интересную игру. А для этого вам нужно быть внимательными, ловкими, дружными. Верными помощниками  в этих играх будут пальчики. Покажите, пожалуйста,  свои руки. Сколько у вас пальчиков?

Ответы детей

Логопед: - Это много! Но, для того, чтобы выполнять  задания, мы должны быть все вместе и наши пальчики должны подружиться. Пусть каждый из вас протянет свою руку соседу и ваши пальчики поздороваются и обнимутся.

Дети протягивают руки друг другу и их пальчики «здороваются», затем «обнимаются».

Вот наши пальчики и подружились. Теперь мы готовы к игре.

(Звучит песенка из  мультфильма «Фиксики». Раздается плач.  Входит Дим Димыч с размытой картой России)

Дим Димыч.: - Ой, ой, ой! Что же я наделал? Теперь мне попадет от папы.

Логопед: - Кто же это?

Дим Димыч.: – Это-я, Дим Димыч. Я играл за папиным столом и случайно разлил сок, а там лежала карта и она испачкалась и теперь на ней ничего нельзя понять. Что же мне теперь делать? Ведь меня папа накажет!

Логопед: - Поможем Д.Д. восстановить карту, ребята? (Ответы детей)

Дим Димыч.: - Только это карта не простая. Это карта нашей страны. А вы знаете, в какой стране мы живем? (Ответы детей)

Логопед: -  Не расстраивайся Д.Д. Ничего страшного. Мы тебе поможем. Правда, ребята? Но для этого мы должны превратиться  в самых знающих и умных человечков на свете. А это всем нам знакомые ?!...

Звучит музыка из м/ф «Фиксики

(Ответы детей)

Дим Димыч.: - Я слышал, что есть такие помощники.

Логопед: -Фиксики – маленькие всезнайки.  И, мы сейчас превратимся в них. А для этого каждый из вас должен взять эмблему фиксиков и пристегнуть ее к пуговице на своей одежде.

логопедическое занятие старшей группы, логопедический конспект занятия старшей группе

 

Дети выбирают эмблему и пристегивают ее к пуговице на одежде.

Дим Димыч.: - Ну, что получилось?  (показывает знак фиксиков из 3-х пальцев). Дети повторяют.

Логопед: - Нам предстоит выполнять много заданий и лучшими помощниками нам будут  руки, ушки и глаза. А гимнастика для глаз и пальчиков подготовит нас к игре.

2. Гимнастика для глаз и пальчиков  «Наши помощники»

Ушки, ручки и глаза – наши верные друзья.

Глазками посмотрим влево, глазками посмотрим вправо.

Круг глазами проведем и на ручки перейдем.

Чтоб выкладывать, писать, нужно пальчики размять.

Каждый пальчик мы потрем, разогреем и согнем.

Будут пальчики играть и нам в играх помогать.

Логопед: - Для того, чтобы помочь Д.Д. восстановить карту, мы должны с высоты посмотреть какая она Россия? А как мы можем это увидеть? На чем мы можем отправиться в полет? (ответы детей)

Дим Димыч.: – А вы знаете, как делать самолетики? Тогда давайте вместе с вами сделаем.

3.Игра «Сделаем самолетик» (оригами)

Дети делают самолет по показу Д.Д.

логопедическое занятие старшей группы, логопедический конспект занятия старшей группе

Дим Димыч.: - Получилось? (показывает знак фиксиков из 3-х пальцев)

Дети отвечают и показывают знак. Звучит музыка из м-ма.

- Тогда отправляемся в полет! Приготовились! Полетели!

4. Словесная игра «Самолетик наш летит»

 «Самолетик наш летит

 С высоты на все глядит.

Отвечай скорее ты,

 Что увидел с высоты?»

5.Игра «Что ты увидел?»

Дети с самолетиком в руках обходят карту России с речевкой,  рассматривают карту и отвечают, что они увидели.

логопедическое занятие старшей группы, логопедический конспект занятия старшей группе

Логопед: - Что ты увидел?  (Ответы детей)

Дим Димыч.: - Посмотрите, Россия делится на много частей. Это пригодится нам при составлении карты.

Дим Димыч.: - А чтобы лучше запомнить карту, давайте ее сфотографируем. Взяли фотоаппараты.  (Дети из пальчиков делают фотоаппарат и «фотографируют»)

- Все успели сделать кадры? А вот и фотографии на столе. Проходите за столы и доставайте их из конвертов.

6. Игра «Соедини точки» (контур карты  России)

Дим Димыч.: - Перед вами непроявленные фотографии. Чтобы они превратились в настоящие фотографии, нужно соединить все точки одной непрерывной линией и тогда фотография будет хорошо видна. Но сначала мы разомнем наши пальчики.

7.Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Пальчик раз,  пальчик два –

Наши верные друзья.

Третий пальчик мы добавим,

 Карандаш писать заставим

Дети простыми карандашами соединяют точки по контуру карты.

Дим Димыч.: – Получилось? (показывает знак фиксиков из 3-х пальцев)

Дети отвечают и показывают знак. Звучит музыка из м-ма.

Дим Димыч.: -  А давайте сделаем из ваших фото фотосессию и развесим в нашем выставочном уголке.

Дети развешивают свои работы.

8. Игра «Составь карту» (составление карты из частей)

Логопед: - А теперь мы можем приступать к составлению карты. Обратите внимание на цвет своих эмблем и найдите свою пару с эмблемой такого же цвета. Каждая пара возьмет часть карты такого же цвета и из этих частей вы должны составить карту. Приступайте к работе.

Дети составляют карту из 5-ти цветных частей.

9. Игра «Живая карта» (выкладывание с помощью)

Логопед: - Чтобы карта получилась полной, вы должны каждую часть выложить материалом, который находится в тарелках  такого же цвета. Команда зеленых! Проходите и забирайте свой материал (черных, желтых, оранжевых, синих, красных, фиолетовых)

Каждая команда подходит и забирает необходимый материал для выкладывания.

Логопед: - Приступайте к выкладыванию. Выкладывать нужно аккуратно, по контуру, не выходя за границу.

Дим Димыч.: – Получилось!? (показывает знак фиксиков из 3-х пальцев)

Логопед:  - У каждой страны есть главный  символ, который  отличает их друг от друга. Какой же главный символ нашей страны? (флаг) Вы знаете из каких цветов состоит наш флаг?

Ответы детей.

Логопед:- Давайте и мы нарисуем  флаг  нашей страны. Писать мы будем по клеточкам. Для этого мы должны внимательно считать клеточки и слушать. Проходите и садитесь за столы. Перед вами лист бумаги с точкой,  от которой мы и начнем рисовать.

10. Пальчиковая гимнастика «Пишем мы всегда красиво»

Логопед: - Но сначала мы вспомним, как нужно писать.

Дети вместе с логопедом и Д.Д. проговаривают слова, сопровождая их движением.

Пишем мы всегда красиво

Четко и неторопливо.

Чисто, ясно и понятно,

Чтобы было всем приятно

11.Графический диктант «Флаг России».

12.Штриховка вертикальными линиями флага (вертикальными и горизонтальными линиями индивидуально).

Дим Димыч.: – Давайте получившийся флаг вырежем и прикрепим к палочке, чтобы получился настоящий флаг.

Дети вырезают флаг и крепят к заготовке.

Дим Димыч.: - А теперь каждый возьмет  свой флаг и поставит на карту.

Дети ставят флаги на карту.

14.Итог

Логопед: - А теперь, свои цветы посадите на карту, чтобы наша страна  процветала и мы бы жили мирно и счастливо.

Дети ставят цветы с пальчиков на карту.

Логопед: - Ну что,  Д.Д., такая карта  была у твоего папы?

Дим Димыч.: - Да, точь в точь! Только пусть эта карта остается вам. А я ее сфотографирую и сей час же рас печатаю, чтобы к приходу папы карта была настоящая.

Логопед: - Ребята, вы справились со всеми  заданиями и помогли Д.Д. восстановить карту. Вы – настоящие друзья. Оставайтесь всегда такими настоящими фиксиками, готовыми  прийти на помощь другу.

Метки: логопедическое занятие в старшей группе