Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе: «В гостях у Снежной королевы»

окружающий мир детском саде занятие, занятия в детском саду, конспекты занятий в детском саду, конспекты занятий в детском саду по фгосЦель:

- познакомить детей со свойствами льда: скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

- учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

- способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вступительная часть

Приветствие.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Воспитатель. - Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)

- Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)

-  Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)

окружающий мир детском саде занятие, занятия в детском саду, конспекты занятий в детском саду, конспекты занятий в детском саду по фгос

-  Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)

Воспитатель читает письмо.

 «Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».

-  Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)

- Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)

- Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?

-  А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

«В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В лабораторию нас унесет».

- Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)

Нельзя громко разговаривать.

- Почему? (ответы детей)

Нельзя бегать, толкаться.

- Почему?

Быть аккуратными и внимательно слушать.

- Почему?

- Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)

Основная часть

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.

Опыт № 1

Проверить: лед - скользкий?

Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.

-  Так какой лед? (скользкий)

-  Если лед скользкий, когда это может быть опасно?

- Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 2

Проверить: лед хрупкий или нет?

Дети ломают кусочек льда руками.

-  Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)

-  А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)

- Можно ли ходить по льду? (предположение детей)

- Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 3

-  Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. ( Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел - (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

Опыт № 4

- Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

-  А что это значит? (Лед легкий)

- А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

-  А кто живет в реках? (ответы детей)

- И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

- Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

Выставляется карта с результатом опыта.

Опыт № 5

Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

- Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

- А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

- Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

-  А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

- А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

-  Почему? (так как можно заболеть)

-  Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

Воспитатель. -  Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

«Крибле, Крабле, покрутись,

И в саду окажись.»

Заключительная часть

-  Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

Итог. Рефлексия

Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

- Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

- Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).

Метки: старшая группа, занятие в старшей группе, занятие в детском саду