Цель:
— продолжить формировать у малышей представления о явлениях природы, в частности, о снегопаде, учить детей понимать и определять признаки, качества и свойства снега, внимательно наблюдать за ними;
— совершенствовать логическое мышление, обогащать словарный запас;
— способствовать формированию у детей бережного отношения к своему здоровью;
— воспитывать понимание красоты природы родного края;
— вызвать у воспитанников эстетические чувства.
Оборудование: лупа (увеличительное стекло); аудиоаппаратура.
Формы активности: физическая, познавательная (общая, логическая), речевая, художественно-эстетическая.
Ход прогулки в младшей группе детского сада
1. Рассказ воспитателя.
— Малыши, помните, еще вчера все было темным и мрачным. А сегодня все выглядит иначе: стало светлее, веселее. Как вы считаете, почему это произошло? (Потому что выпал снег) правильно, молодцы. Если начал идти первый снег, значит, наступает какое время года? (Зима) Так. А когда идет снег, говорят, что начался снегопад. Какая сегодня погода? (Сегодня на улице снегопад) Давайте понаблюдаем вместе за снегопадом. Все знают, что дождь состоит из капелек водички. А из чего состоит снег? (Из снежинок) Да.
Педагог предлагает детям отгадать загадки.
Маленькая-маленькая,
Белая-белая,
Холодная и пригожая,
На звездочку похожая.
(Снежинка)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке… (Снежинки)
— Зима принесла нам не только снег, но и холод. Сейчас, чтобы не замерзнуть, как вы, малыши, одеваетесь? (Тепло: в шубки, теплые куртки, шапки). Как мы защищаем от холода наши ручки? (Надеваем перчатки.) Правильно. А шейку? (Обворачиваем шарфом.)
2. Исследовательская работа
Взрослый побуждает малышей протянуть одетую в перчатку ладошку и поймать на нее несколько снежинок. Дети выполняют игровое задание. Малыши по просьбе и с помощью взрослого «исследуют» снежинки.
— Дети, вам нравятся снежинки? Какие они? (Белые, пушистые, красивые) Снимите одну перчатку и нажмите на снежинки. Что случилось с ней? (Она растаяла, превратилась в маленькую каплю воды.) Правильно. Это потому, что от тепла снег всегда тает. Попробуйте подышать на снежинку. Дыхание у нас теплое. Что стало со снежинкой? (Исчезла.)
— Поднимите головы вверх и посмотрите: как сыплются снежинки, снегопад? (Обильный, белый.) Молодцы.
Педагог достает увеличительное стекло и сообщает малышам, что это, немного волшебное стекло, оно поможет им лучше разглядеть снежинки. Малыши снова ловят на свои ладошки снежинки, а затем с помощью лупы вместе с педагогом рассматривают их и рассказывают, на что они похожи: на звездочку, на цветок и прочее.
— Понравилось вам разглядывать снежинки? (Да.) У природы – очень много волшебных чудес, и белые снежинки – одна из них. Посмотрите, как движутся снежинки в воздухе. Что они делают? (Падают, летят, кружатся, спускаются.)
Давайте и мы подвигаемся: покружимся в танце, как снежинки, ибо, стоя на одном месте в такую холодную пору, можно замерзнуть.
3. Подвижная игра «Летят снежинки»
Взрослый включает аудиозапись детской песенки про снежинки, а дети пританцовывают под музыку, имитируя полет снежинок: быстро передвигаются легкими плавными движениями, взмахивая руками.
Дети собираются около педагога.
4. Дидактическая игра «Да или нет?»
Педагог рассказывает малышам о том, что недавно здесь пролетала сорока-белобока, которая рассказала очень много про снег и зиму. Но все знают, что сорока – известная болтунья, поэтому она иногда и неправду может сказать.
Затем воспитатель повторяет то, что «рассказывала» сорока и побуждает детей внимательно послушать и согласиться или опровергнуть услышанное, о молвило соответственно «да» или «нет»
— Зимой очень холодно. (Да.)
— Зимой идет снег. (Да.)
— Цвет снега зеленый. (Нет, снег белого цвета.)
— Снежинки пушистые. (Да.)
— Снежинки некрасивые. (Нет, снежинки, красивые.)
— Снежинки летят с земли на небо. (Нет, снежинки летят с неба на землю.)
— В начале зимы идет первый снег. (Да.)
— Сегодня нет снегопада. (Нет, сегодня снегопад.)
— Снегопад – это когда с неба летят снежинки. (Да.)
Педагог хвалит детей за внимательность.
— Видите, детки, как дружно спускаются сестрички – снежиночки с неба? А вы у нас тоже дружеские? (Да.) Давайте покажем снежинкам, как мы умеем вместе водить веселый хоровод.
5. Подвижная игра «Наш веселый хоровод»
Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают вести хоровод. По сигналу взрослого «Стоп!» малыши останавливаются, а потом продолжают движение в обратном направлении.
Игра повторяется 3-4 раза.
Затем детям предлагается самостоятельно погулять по двору и проследить, куда опускаются белые снежиночки и что они покрывают. Дети выполняют предложенное задание и сообщают педагогу о результатах своих наблюдений. Малыши встряхивают одежду и обувь от снега и вместе с воспитателем возвращаются в помещение.
Прогулка заканчивается.