конспект занятия весна старшая группаЦель:
— закрепить знания дошкольников о гласных и согласных буквах;
— продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов;
— закрепить понятие о слоге как части слова;
— продолжать учить делить слова на слоги с ориентировкой на гласные звуки;
— упражнять в умении составлять предложения на заданную тему и выкладывать схему к ним, закрепить умение читать знакомые буквы, развивать внимание, усидчивость;
— воспитывать желание самостоятельно приобретать знания.
Материал: мяч, фишки для звукового анализа слов, простые карандаши, схемы для составления предложений, предметные картинки, игра «Живые звуки», корзина с подарками.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Организационный момент
Станем дружно все мы в круг,
Чтобы тепло сердец и рук.
Всем сегодня передать,
С улыбкой занятие начать!
Воспитатель. — А работать мы будем дружно, весело, задорно, себе на радость, а гостям в удовольствие.
Сегодня я приглашаю вас на встречу с очаротарвательной красавицей. Ее имя вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)
Воспитатель. Да, это Весна.
Дети, мне кажется, что Весна хочет к нам обратиться и прислала письмо по почте.
Письмо Весны
«Добрый день, дорогие дети старшей группы! Я — Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропы перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, вам надо выполнить много задач от зимнего ветра. Помните, выполнить все задачи вы сможете, только если будете внимательны, сумеете говорить внятно, четко, ясно и правильно. Выполните все задачи, очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас, друзья!»
Я передаю вам задания от зимнего ветра.
1 задача
Посмотрите на доску
Дети, что это за человечки к нам пожаловали? (Звуковички)
Каждый звук имеет свое название. Назовите? (твердый согласный, гласный звук, мягкий согласный).
(Дети называют гласные)
Дидактическая игра «Найди звук» (игра с мячом)
Дети, я буду называть твердый согласный звук и бросать мяч кому-то из вас, а вы, поймав мяч, назовете мягкий согласный звук.
С первой задачей вы справились хорошо, теперь вторая задача нас ждет.
2 задача.
Звуковой анализ слова
Фишки вы в руки берите
И модели слов соберите,
Четко звуки говорите,
Какие звуки? Назовите!
Воспитатель. Дети, возьмите, пожалуйста, свои коробочки для звукового анализа и сделайте звуковой анализ слов: (дифференцированный подход)
Весна, петух, олень.
— Каким звуком начинается слово весна?
Назовите — второй. Какой он? (третий, четвертый, пятый звуки) (дети называют звуки и какой он — согласный или гласный).
Выложите это слово звуковыми фишками.
Сколько в этом слове звуков?
Сколько гласных? согласных?
Назовите все гласные (согласные) звуки в слове.
Справились мы с вами и с третьим заданием, а теперь время немного отдохнуть.
Физкультминутка «Вот идет к нам весна»
Все вокруг оживает (дети встают из-за столов, потягиваются):
Подснежники просыпаются,
Подснежники улыбаются (улыбнуться, потереть кулачками глаза),
Птички прилетают (помахать руками, как крыльями),
Дети выбегают (бег на месте),
На полянке играют (прыжки).
3 задача
Дидактическая игра «Составь предложение и запиши схему»
Воспитатель. — Какими словами можно рассказать о весне? (Хорошая, красивая, зеленая, свежая, цветущая, поющая …)
Надо о весне нам рассказать,
Предложения красивые будем составлять.
К примеру:
Наступила весна.
Весна — днем красна.
Весной ярко светит солнышко.
Весной прилетают птицы.
(Дети записывают на листах схемы предложений).
— Справились мы и с этой задачей, которую задал нам зимний ветер.
4 задача
Дидактическая игра «Живые звуки»
(Работа в подгруппах)
Первые звуки определяйте
И слова новые составляйте!
(Картинки: мышь, ананас, кот — мак: курица, облако, заяц, автобус — коза: волк, ель, слон, нос, апельсин — весна).
5 задача
— Как называются части слова? (Слоги)
— Какие звуки главные в слогах?
— С помощью чего мы можем определить, сколько в слове слогов? (хлопать в ладоши, шагами, прыжками, постучать).
Дидактическая игра «Сколько слогов в слове»
(подснежник, солнце, птица, облако, подснежник, трава.)
— Почему вы считаете, что в слове подснежник три слога? (солнце, птица, облако, подснежник, трава.)
Дидактическая игра «Составь слово из слогов»
— Я называю слог, а вы дети подбираете слова по этим слогам.
МА —
РА —
КО —
6 задача
Упражнение «Чтение»
И последняя вам задача:
Упражнение с буквами — чтение.
Времени, дети, не теряйте
И слова вот эти прочитайте!
(Показ печатных слов на экране. Дети читают по слогам слова — средний уровень.)
(Несколько детей читают рассказ — высокий уровень)
Игра «Лабиринт»
Дети, быстро берите карандаши в руки и проведите Весну к нам.
Справились мы со всеми задачами, которые задал нам зимний ветер, и Весне помогли.
Весна
Наконец я к вам пришла
И тепло всем принесла.
Вижу, вы меня ждали,
Я пришла к вам с теплом!
За помощь благодарна вам,
И подарки я раздам!
Итог занятия
— Дети, понравилось вам помогать весне?
— Какая задача больше всего понравилась?
— С выполнением каких задач у вас возникли трудности?
— Как вы думаете, кто был сегодня у нас на занятии самым умным?
Давайте посмотрим в корзину. Там находятся подарки. Поблагодарим Весну.