Цель:
Развивать умение детей ориентироваться в растительном и животном мире осенью.
Выявить знания детей в прямом и обратном счете от 1 до 5; знания геометрических фигур.
Проверить знания пространственных отношений: вверху — внизу, справа — налево.
Ход занятия в средней группе
1. Организационный момент.
— Малыши, только что почтальон вручил мне очень интересное письмо. Откроем его? (Да).
Письмо от Лесовичка
Здравствуйте, дорогие малыши! Пишет вам Лесовичок. Я очень веселый и общительный. У меня много друзей: зайчик, белочка, лисичка, ежик. Я слежу за тем, чтобы в лесу был порядок, помогаю животным и растениям. В свободное время люблю прогуливаться по тропинкам, наблюдать за красотой леса, слушать пение птиц, общаться с животными. Но в последнее время животные-то исчезли, птиц почти не слышно. Помогите мне найти лесных зверюшек и узнать, что с ними случилось. Приглашаю вас к себе в гости.
— Дети, поможем Лесовичку? Представьте себя листочками и покружитесь. А между тем легкий ветерок перенесет нас в лес.
Дети, давайте вспомним правила поведения в лесу: вести себя тихо, идти осторожно, чтобы не наступить на ежика, который уже заснул, чтобы не спугнуть зайчика, который притаился за кустом.
Вот мы и попали в лес.
2. Основная часть.
Дети находят корзину с листочками под деревом. Воспитатель обращает внимание детей на то, что они очень яркие, разного цвета и формы.
— Какая форма у этого листочка? (Круглая, длинная, овальная, резная)
— Какого цвета листочек? (Желтый, золотой, коричневый)
— В этом букете есть и другие листочки, не простые, на них Лесовичок оставил задачи. Он знает, что вы ходите в садик и очень умные дети.
А знают лималыши приметы осени?
Упражнение «Микрофон»
— Какое сейчас время года? (Осень). Какая осень? (Золотая, красочная, дождливая, щедрая)
— Как называется последний месяц осени? (Ноябрь).
— Еще какие осенние месяцы вы знаете? (Октябрь, сентябрь).
— В ноябре можно увидеть перелетных птиц? Почему? (Птицы улетают в теплые края).
— А что случилось с бабочками? (Они спрятались под кору деревьев и заснули).
— В октябре есть снег на земле? Почему? (Потому что зима еще не наступила).
— А стихи об осени вы знаете?
Стихотворение «Вот и осень»
Вот и осень перед нами:
Сжато поле, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябину во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.
В. Приходько
Дидактическое упражнение «Противоположные слова»
Малыши с помощью воспитателя подбирают антонимы к названным словам.
— Я вам говорю слово, а вы быстро говорите противоположное этому слово.
Черный — белый
День — ночь
Сладкий — кислый
Холодное — горячее
Широкий — узкий
Веселый — грустный
Высокий — низкий
Зима — лето
Дидактическое упражнение «Назови одним словом»
1. Стол, кресло, диван, кровать — мебель
2. Чашка, тарелка, чайник, кастрюля — посуда
3. Шапка, платье, футболка — одежда
4. Морковь, чеснок, капуста, картофель — овощи
5. Слива, груша, яблоко, виноград — фрукты
Молодцы, и с этой задачей тоже справились.
Давайте вспомним, какие животные живут в лесу. Кого мы будем искать, чтобы помочь Лесовичку? (Лисичку, волка, ежика, зайчика, медведя). А это домашние или дикие животные?
Рассказ-описание картины по плану
— Кто это?
— Где живет?
— Какого размера?
— Чем питается?
Работа с раздаточным материалом
Сравнение множеств
— На верхнюю полоску слева направо выложите 3 елки, на нижнюю полоску — 3 грибочка.
— Сколько елок? Сколько грибов?
— Что можно сказать о грибах и елочках? (Поровну, елок столько же и грибов).
— Поставьте еще одну елку.
— Сколько теперь елок? Сколько грибов? Чего больше и на сколько?
— Как сделать, чтобы их стало поровну, по четыре? (Добавить 1 грибочек).
Покажи цифру
Воспитатель предлагает детям определить сколько раз ударил бубен и показать соответствующую цифру. Ребенок должен назвать ее.
Дидактическое упражнение «Справа — слева, вверху – внизу»
— Возьмите красный треугольник и положите — вверху
— Синий квадрат расположите справа
— Зеленый круг — внизу
— Желтый круг — слева
Физкультминутка
Давайте попробуем воспроизвести звуки осени.
— Все же поищем лесных зверюшек, возможно, они уже все дела переделали, запаслись на зиму продуктами. Посмотрим за елкой, под деревом. Предлагаю посчитать друзей Лесовичка. Дети считают от 1 до 5, от 5 до 1, от 1 до 10.
3. Итог. Рефлексия
— Лесовичок очень доволен, как вы работали, сколько много интересного он узнал благодаря вам.
— Трудно вам было выполнять задание?
— Что было легко делать? А трудно? Почему?
Лесовичок предлагает найти от него подарок в уголке природы. Дети угощаются и угощают гостей.