Конспект занятия в средней группе: «Приключения детей в осеннем лесу» — практическое пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано студентами высших и средних педагогических учебных заведений, родителями и гувернёрами.
Цель: развитие у детей познавательных интересов, формировать у детей элементы экологического сознания, интерес к обитателям леса, желание им помогать.
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- закреплять знания о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе;
- расширить представление детей о поведении диких животных осенью (волк, белка, медведь, лиса, ёжик);
- побуждать детей к установлению связей между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы, меняют окраску, ложатся спать;
- воспитывать любовь к родной природе.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- обучать детей внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями;
- активизировать словарный запас;
- развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, слуховое внимание.
Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие»:
- учить детей формировать из ваты комочки и аккуратно приклеивать к основе;
- развивать умение правильно пользоваться клеем;
- развивать творческие способности, фантазию, любознательность.
Образовательная область «Социально — коммуникативное развитие»:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение сообща заниматься.
Образовательная область «Здоровье»:
- профилактика утомляемости;
- развивать мелкую моторику и координацию движений.
Оборудование: презентация «Приключения детей в осеннем лесу», конверт с письмом от Лесовичка, бумажные заготовки листьев с заданиями, тематические карточки «Чем питаются дикие животные», осенние пейзажи и сюжетные картинки, декорация осеннего леса, карта памяти с записью фонограммы.
Раздаточный материал (по количеству подгрупп): картинка зайца, вата, клей.
Предварительная работа: беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме; беседы о лесе и правилах поведения в нём; чтение произведений о животных; разучивание дидактической игры «Чужие приметы».
Методические приемы: беседа, наглядные методы, демонстрация, игры, практические методы и приёмы — упражнения, контроль — проверка правильности выполнения задания, стимулирования (одобрение, похвала).
ХОД занятия в средней группе: «Приключения детей в осеннем лесу»
Воспитатель:
В этот день осенний,
С хорошим настроеньем,
Вы на занятие пришли?
Ответы детей: Да. (Хором)
Воспитатель: А улыбки принесли?
Ответы детей: Да. (Хором)
Воспитатель: Ребята, только что почтальон вручил мне очень интересное письмо. Откроем его?
Ответы детей: Да. (Хором)
Письмо от Лесовичка (приложение 1)
Воспитатель читает письмо.
Воспитатель: Дети, поможем Лесовичку?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Ответы детей (предположительно): Не разжигать в лесу огонь, не мусорить, не трогать птичьи гнёзда, не ловить насекомых и не трогать мелких лесных обитателей, не шуметь и не ломать растения, не уходить далеко от взрослых.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Всё верно. А теперь один, два, три улыбнись и в осеннем лесу очутись. Посмотрите, ребята, какой красивый лес! (Слайд № 1 — осенний лес) А знаете, кто сделал его таким? Кто эта замечательная волшебница?
Ответы детей: Осень.
Воспитатель: Да — это Осень…
Осень по тропинке шла,
Краски разные нашла.
Разукрасила весь лес
От дорожки до небес!
— Ребята, поиграем с осенними приметами? На подходящее слово хлопните в ладоши, а на неподходящее — топните ногой.
Дидактическая игра «Чужие приметы» (приложение 2)
Воспитатель: Смотрите, ребята, нас встречает Лесовичок. (Слайд № 2 — Лесовичок на фоне осеннего леса) Давайте поздороваемся с ним.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы пожаловали ко мне в гости. Случилась беда, в моём лесу не стало ни одного животного. Все куда-то разбежались. Помогите мне вернуть всех зверей. (Запись голоса для презентации)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие животные живут в лесу. Кого мы будем искать, чтобы помочь Лесовичку?
Ответы детей: Лисичку, волка, ёжика, зайчика, медведя, белку (предположительно).
Воспитатель: А это домашние или дикие животные?
Ответы детей: Дикие (предположительно).
Воспитатель: А как их ещё можно назвать?
Ответы детей: Лесные (предположительно).
Воспитатель: Ой, посмотрите, листочки осенние рассыпаны. А на листочках — задания от лесных жителей. Первое задание от волка. (Слайд № 3 — волк) Как называется волчья семья. (Стая) Чем питается волк? (Дикими и домашними животными, лесными ягодами, садовыми фруктами) Как называется жилище у волка? (Логово)
— Мы пойдём дальше, а ты, волк возвращайся к Лесовичку. На втором листочке загадка:
С ветки на ветку, как рыжая стрелка,
Мечется, скачет шустрая … (Белка)
Ответы детей: Белка. (Хором) (Слайд № 4 — белка)
Воспитатель: Ребята, что делает белка осенью? (Ответы детей) Правильно, делает запасы на зиму. А белочка меняет шубку на зимний период? (Ответы детей) Какого цвета становится шёрстка у белочки? (Ответы детей) Почему серая? (Ответы детей) Всё верно, чтобы белкам было проще маскироваться в лесу. А чем питается белка? Посмотрите, вот здесь лежат картинки, на которых изображены различные виды корма. Давайте выберем любимое лакомство для белки (лесные орехи, жёлуди, грибы, ягоды, насекомые и т.д.).
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Ты белочка возвращайся к Лесовичку, а мы отправляемся дальше других зверей искать.
Слышен рёв медведя.
Воспитатель: Ребята, чей голос вы слышите? (Ответы детей) (Слайд № 5 — медведь) Чем питается медведь?
Ответы детей: Мёдом, ягодой, грибами, яйцами, рыбой (предположительно).
Воспитатель: Как называется жилища медведя?
Ответы детей: Берлога.
Воспитатель: Как зовут детёнышей медведя?
Ответы детей: Медвежата.
Воспитатель: А вы знаете, что медведь делает осенью?
Ответы детей (предположительно): Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны.
Воспитатель: А пока медведь не уснул в берлоге, он предлагает нам сделать с ним зарядку.
Физкультминутка
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
А мы по лесу идём,
И к медведю все придём.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Ребята, пойдёмте дальше по нашему лесу. Может, мы ещё кого-нибудь встретим. (Слайд № 6 — лисья нора) Что же это за жилище такое? (Ответы детей) Кто живет в норе? Давайте, посмотрим угадали мы или нет? А вот и лиса. (Слайд № 7 — лиса) Чем она питается?
Ответы детей (предположительно): Мышами, зайцами, насекомыми, яйцами птиц, ягодами и фруктами.
Воспитатель: Ребята, скажите, как зовут детёнышей лисы?
Ответы детей: Лисята.
Воспитатель: Для чего лисе нужен такой хвост?
Ответы детей: Укрываться им, заметать следы.
Воспитатель: А вот и листочек от лисы. Я буду читать, а вы мне помогите закончить предложения о лисе.
Са-са-са — вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы — прибежали две … (лисы).
Су-су-су — дети видели … (лису).
Сой-сой-сой — волк погнался за … (лисой).
Се-се-се — много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис — в лесу очень много … (лис).
— Молодцы ребята! Ну вот и лисичка в лес вернулась.
Раз, два, три,
Раз, два, три.
По дорожке мы пошли.
— Ой, ребята, а кто это там шуршит? Давайте посмотрим. (Слайд № 8 — ёжик) Скажите какой ёжик? (Колючий) Назовите семью ёжика? (Ёж – ежиха – ежата) А как ёжик готовится к зиме? (Норку ёж устилает сухими листьями, запасов на зиму не делает — всю зиму он спит до весны) Вот листочек от ёжика. Он предлагает выучить о нём загадку. Чтобы нам легче было запомнить, ёжик приготовил для нас картинку (мнемотаблица загадки — приложение 3).
Дети разучивают загадку.
Воспитатель: Ёжика мы нашли, отправляемся дальше. Кого же ещё мы встретим в лесу? Ой, ребята, посмотрите!
Чьи-то ушки, чей-то хвостик,
Чьи-то лапки там торчат.
Кто-то смотрит из-под листьев
На меня и на ребят.
— Кто это? (Ответы детей) (Слайд № 9 — заяц)
— Мы с вами видели, как готовятся к зиме белка и ёжик. А скажите, зайцы к зиме готовятся? (Зайцы меняют шубки) А зачем они их меняют? (Чтобы было теплее, чтобы прятаться от врагов) Конечно, заяц в белой шубке на снегу не так заметен. А давайте поменяем зайке шубку серую на белую. (Работа подгруппами) Садитесь за столы. Перед вами лежат зайчата, они серенькие. Мы с вами сейчас подготовим их к зиме. Из ваты сделаем им шубки белые. Намажьте зайчиков клеем и наклейте вату на силуэт зайцев.
— Молодцы! Справились со всеми заданиями. Смотрите, к Лесовичку вернулись все звери. (Слайд № 10 — на фоне осеннего леса все звери и Лесовичок) Он очень рад и говорит нам спасибо за помощь. А нам пора возвращаться в детский сад.
Покружись, покружись
В детский садик возвратись.
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Скажите, ребята кому понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
А вам бы хотелось кому-нибудь рассказать о нашем путешествии? Кому вы расскажите? (Ответы детей)
Что понравилось больше всего? (Ответы детей)
А как вы думаете почему нам удалось вернуть всех зверей в лес? (Ответы детей)
Как хорошо вы все сегодня работали. Потрудились вы на славу. Все были внимательными и дружными, поэтому мы смогли вернуть всех животных в лес. Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами.
Поднимите правую ручку, левую ручку. Похлопайте себе и своим друзьям. Скажите: Мы молодцы!
Скачать: Конспект занятия в средней группе: «Приключения детей в осеннем лесу»
Приложение 1
Письмо от Лесовичка
Здравствуйте, дорогие малыши! Пишет вам Лесовичок. Я очень весёлый и общительный. У меня много друзей: зайчик, белочка, лисичка, ёжик. Я слежу за тем, чтобы в лесу был порядок, помогаю животным и растениям. В свободное время люблю прогуливаться по тропинкам, наблюдать за красотой леса, слушать пение птиц, общаться с животными. Но в последнее время животные исчезли, птиц почти не слышно. Помогите мне найти лесных зверюшек и узнать, что с ними случилось. Приглашаю вас к себе в гости.
Приложение 2
Дидактическая игра «Чужие приметы»
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие признаки, характерные для осени.
Материал: осенние пейзажи и сюжетные картинки.
Игровые действия: подбор слов-определений к заданному слову, классификация признаков.
Осень (какая?) — тёплая, солнечная, дождливая, многоголосая, грустная, яркая, золотая, знойная, мокрая, морозная, ветреная, урожайная, зелёная, разноцветная, богатая, хмурая, щедрая, ранняя, поздняя, сырая…
Дождь (какой?) — мелкий, тёплый, надоедливый, радужный, холодный, моросящий, долгожданный, грибной…
Листья (какие?) — раскрывающиеся, золотые, опадающие, зелёные, багряные, молоденькие, пурпурные, растущие, летящие, вянущие, распускающиеся, шуршащие…
Приложение 3
Мнемотаблица «Загадка о Ёжике»