Цель:

— познакомить детей на примере различных материалов с понятием «водостойкость»;

— углубить знания дошкольников о таком материале, как ткань, познакомить с некоторыми названиями, видами тканей;

— ознакомить с историей создания зонта;

— формировать навыки делить целое (круг) на части;

— учить читать технологические схемы;

— развивать мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление;

— способствовать развитию самостоятельности;

— воспитывать любознательность.

Материалы: различные зонтики, лоскутки шерстяной, хлопчатобумажной, льняной, нейлоновой тканей, куски пластмассы, дерева, железа, бумаги, технологические схемы выполнения зонтика, образец зонта, кисти, клейстер, салфетки.

Предварительная работа: беседы об осенних признаках в природе; наблюдение за каплями и струями дождя; рассматривание иллюстраций с изображением дождя.

Ход занятия в детском саду со старшими дошкольниками

I. Организационный момент

— Дети, отгадайте загадку.

Снова туча набежала,

Очень сыро, мокро стало.

Яркий зонтик раскрываем

От него себя спасаем!

II. Основная часть

Воспитатель. Что же это за капельки? (Дождь.) А любите ли вы дождь?

Дидактическое упражнение «Дождь»

Дети становятся в круг, и передавая друг другу капельку, подбирают слова-признаки к слову дождь. Дождик какой? (Обильный, холодный, продолжительный, частый …)

— Какое настроение создает нам дождь? (Грустное, печальное) Дождь — это хорошо или плохо? Выслушать ответы детей и обратить внимание на то, что дождь обычно несет прохладу, его капли, тяжелые и холодные, как небо во время дождя унылое и мрачное, но он наполняет землю влагой на будущий щедрый урожай.

Дидактическая игра «Кому нужен дождик?»

Воспитатель предлагает детям определить, кому нужен дождь, а кому — нет. Если предмету нужен дождь — дети хлопают в ладоши, а воспитатель вешает капельку возле предметного рисунка.

Воспитатель. Дети, а как можно спастись от дождя? (Взять зонтик.) Так, малыши, сегодня зонтик, как правило, ассоциируется с дождем. Но само слово «зонт» не имеет с ним ничего общего. Ведь означает «закрывать солнце». Сделали зонт очень давно. Так случилось, что историки до сих пор спорят, кто первым изобрел зонт: китайцы, египтяне или греки. Давным-давно он был символом власти, только императоры и фараоны могли пользоваться ими. Зонты были 1,5 метра высотой и весили 2 кг. Первоначально зонт служил для защиты от солнца, а в XVIII веке она уже широко использовалась как от солнца, так и от дождя и стал модным предметом. Врачи используют их во время операции, фотографы и кинорежиссеры – на фото и киносъемках.

Воспитатель. Все зонты одинаковые? Чем отличаются зонты друг от друга? Воспитатель обращает внимание на то, что они отличаются не только по цвету, но и по строению. Воспитатель достает несколько зонтиков и демонстрирует как они раскрываются. Из чего они состоят? Дети рассматривают зонтики.

— Из чего изготовлен купол? (Из ткани.) Из какой ткани делают купол? Рассмотрите различные лоскутки тканей у вас на столиках. Можно ли из них сделать купол зонта? Выслушать предположения детей.

Поисково-исследовательская деятельность.

Воспитатель. Дети, перед вами одинаковые или разные ткани? (Разные.) Слово «ткань» происходит от слова «ткать». Все ткани сотканы из различных нитей, которые плотно переплетены друг с другом. Видите, как плотно прижались в ней одна к одной сестрички-ниточки. Дети через увеличительное стекло рассматривают лоскутки тканей. Хотя каждая ткань соткана из тоненьких ниточек, но они могут быть разными, поскольку имеют разное происхождение.

Воспитатель. Вот хлопок. Нитки для хлопчатобумажной ткани изготавливают из специального растения — хлопчатника, растущего на юге. Когда это растение отцветает, на месте цветка у него появляется корзина. Из него и изготавливают хлопчатобумажные ткани. Какая эта ткань на ощупь? (Хлопчатобумажная ткань – тонкая, нежная, гладкая.) Можно из хлопчатобумажной ткани изготовить купол зонта?

Предположения детей.

Опыт 1. «Хлопковый зонт»

Полейте воду с на хлопчатобумажную ткань и посмотрите, что произойдет. (Ткань намокла.) Дети делают выводы.

Воспитатель. А это, дети – шерсть. Ниточки ее изготовлены из овечьей шерсти. Овечку или барашка постригли, потом на фабрике изготовили нити. Какая эта ткань на ощупь? (Шерстяная ткань — теплая, мягкая, ворсистая.) Можно ли из шерстяной ткани изготовить купол зонта?

Опыт 2. «Шерстяной зонт»

Полейте воду на шерстяную ткань и посмотрите, что произойдет. (Ткань не так быстро, но намокла. Часть влаги шерсть впитывает, но потом намокает.) Дети делают выводы.

Воспитатель. С давних времен в нашем родном крае выращивали еще одно полезное растение — лен. Из него изготавливали пряжу, а потом ткали льняную ткань. Какая эта ткань на ощупь? (Льняная ткань – тонкая, плотная, крепкая.) Можно ли из льняной ткани изготовить купол зонта?

Опыт 3. «Льняной зонт»

Полейте воду на льняную ткань и посмотрите, что произойдет. (Ткань намокла.) Дети делают выводы.

Воспитатель. Теперь рассмотрим ткань нейлон. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как они плотно прилегают друг к другу. Можно ли из этой ткани изготовить купол зонта?

Опыт 4. «Нейлоновый зонт»

Полейте воду на нейлон и посмотрите, что произойдет. (Вода скатывается, ткань не намокает. Она водонепроницаемая или водостойкая.) Дети делают выводы. Зонты делают из нейлона, который до сих пор остался одним из самых популярных материалов.

А может ли быть бумажный зонт? Предположения детей.

Опыт 5. «Бумажный зонт»

Полейте воду на бумажный зонт. Что с ним случилось? (Бумага раскисает и расползается от воды.) Дети делают выводы.

— А может быть купол зонта пластмассовый, деревянный, железный? Дети проверяют предметы на водостойкость, делают выводы о том, что эти материалы водостойкие, но не удобные.

III. Физкультминутка «Капельки»

Ветер крылья распускает — Раз-два-три. (Вращения руками.)

Капли с облаков срывает ради игры. (Подъем — опускание рук.)

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам! (шагаем на месте)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек. (прыжки на месте)

Град! Град! Сыплет град

Все под крышами сидят. (хлопки в ладоши)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин. (шагаем на месте)

Воспитатель. Почему зонт имеет такую форму? А если зонтик будет не обтекаемый, а прямой? Выслушать мнения детей.

Опыт 5. «Зонтик и дождик»

Полейте воду на зонтик и посмотрите, что произойдет. Теперь на прямую поверхность. Дети делают выводы. Чтобы вода не собиралась на куполе, а скатывалась, верхняя часть зонта должна иметь обтекаемую форму.

— Что может заменить зонтик? Как животные прячутся от дождя? Какой зонт может быть для животных?

V. Мотивация

— Так, как наши бумажные зонты, к сожалению, намокли изготовим новые и украсим ими нашу группу.

VI. Продуктивная деятельность

Дети выполняют работу по технологическим схемам.

Аппликация изготовление зонта детьми на листе бумаги формата А4.

VII. Итог. Рефлексия

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

шестнадцать − 5 =

Отправить