Цель:

  • развивать пространственные навыки: налево, направо; логическое мышление; внимание детей старшего дошкольного возраста;
  • воспитывать интерес к математике, воспитывать культуру поведения при индивидуальной работе;
  • считать в прямом и обратном порядке в пределах 6, определять место числа в натуральном ряду чисел, продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов, упражнять детей в знании геометрических фигур;
  • находить оптимальный вариант решения задачи-шутки, а также различных проблемных ситуаций.

Оборудование: картинки — задания, конверт, мешочек, геометрические фигуры, дидактические пособия, выставочная доска.

Раздаточный материал: набор цифр, бумажные полоски разных цветов, геометрические фигуры, иллюстрации к дидактическим играм, карандаши. (На каждого ребенка)

Ход занятия по математике в старшей группе детского сада

Воспитатель: Давайте, дети, вспомним, какой сегодня день?

Какой этот день по порядку?

Какой день был вчера?

Какой день будет завтра?

И еще немного подумаем, и вспомним, какое занятие у нас по расписанию? (Ответы детей). Ой, какие вы молодцы! Действительно, сегодня у нас занятие по математике.

Стук в дверь. В группу входит Умница.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Мальчик, а ты кто, как тебя зовут?

Умница: Я веселый парень, который умеет считать, писать, и зовут меня Умница.

Воспитатель: Я смотрю, ты пришел не с пустыми руками. Что это у тебя?

Умница: Это волшебный конверт, он таит в себе русскую сказку.

Воспитатель: А что это за сказка?

Умница: Не знаю. Надо отгадать загадки о каждом сказочном герое этой сказки и выполнить задания. Тогда можно будет собрать картинки и узнать сказку. Один я не справлюсь, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, поможем Умнице узнать, что за сказка прячется в волшебном конверте?

Ответы детей: Да (предположительно).

 

Умница зачитывает первую загадку и задание с картинки:

Зёрна в норку собирает.

От котов злых убегает.

Всех пугается малышка,

Эта маленькая…

(Мышка)

Первое задание от мышки-норушки.

В сказочном городе живут цифры, собрались они вместе и решили поселиться на одной улице, а домики поставили рядом, так как мы считаем. Одним осенним утром вышли цифры погулять. Вдруг откуда-то взялся сильный ветер, вихрем закружил цифры, и они заблудились 2, 4, 3, 6, 1, 5 (воспитатель выкладывает в таком порядке цифры на выставочную доску). Помогите им найти свой домик.

дидактическая игра

Воспитатель: Какие цифры не на своем месте? Выложите ряд чисел в порядке возрастания их значения на бумажную полоску (раздаточный материал).

— Какая цифра стоит первой?

— Какая цифра стоит между цифрами 2 и 4?

— Какая цифра стоит после цифры 5?

(Ответы детей)

 

Умница берет вторую картинку-задание и читает загадку о новом сказочном герое:

Быстро плавает в пруду,

Ловит целый день еду.

«Кто же ты? Шепни на ушко».

«Ква!» — ответила…

(Лягушка)

Второе задание от лягушки-квакушки.

Дидактическая игра «Сосчитай и покажи»

Воспитатель: Пересчитайте предметы на каждой картинке и обозначьте количество предметов цифрой (дети пересчитывают предметы и прикладывают рядом нужную цифру).

дидактическая игра 2

— Сколько цветочков? Покажите цифру…(3)

— Сколько грибочков? (И т. п.)

Все правильно пересчитали? Может, у кого то, не получилось?

Как надо правильно считать?

(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).

 

Умница зачитывает следующую загадку-картинку:

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

(Заяц)

Третье задание от зайчика-побегайчика.

Дидактическая игра «Угостим зайчат»

Воспитатель выкладывает на выставочную доску шесть зайчат и спрашивает: Ребята, как узнать, сколько зайчиков пришло к нам в гости? (Посчитать)

Давайте угостим зайчиков морковкой. Положите на красную полоску (раздаточный материал) столько морковок, сколько зайчиков. Сколько морковок вы выложили?

(Ответы детей)

Подумайте, как сделать, чтобы зайчиков стало шесть?

(Добавить еще одного)

Сколько стало зайчиков?

Чего больше морковок или зайчиков?

Почему вы считаете, что больше зайчиков?

Сколько у вас зайчиков? Какое это число?

Как мы его получили?

Какое число больше: 6 или 5?

Насколько число 6 больше 5?

Давайте угостим и этого зайчика.

Сколько у вас стало морковок?

Чего больше зайчиков или морковок?

Почему вы считаете, что их поровну?

Какое число обозначает теперь морковки?

Как вы его получили?

(Ответы детей)

Вывод: чтобы получить число 6, надо к 5 прибавить 1.

Умница: Я очень доволен вами. Молодцы.

физкультминутка

Умница: Детки, послушайте внимательно другую загадку о сказочном герое.

Рыжая плутовка,

Всех обманет ловко,

Кур сворует и в леса.

И зовут ее…

(Лиса)

Четвертое задание от лисички-сестрички.

Дидактическая игра «Молчанка»

Воспитатель: Я буду читать вам задачи-шутки, а вы будете молча поднимать соответствующую цифру.

В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько кошек в комнате?

(Четыре кошки, в каждом углу по кошке)

У собачки 2 правые ноги и 2 левые ноги, 2 ноги спереди и 2 сзади. Сколько ног у собачки?

(Четыре ноги)

Андрей ссыпал вместе 3 кучки песка, а потом высыпал туда еще 1. Сколько стало кучек песка?

(Одна большая кучка)

Сорока-ворона детям кашу варила

На пороге студила.

Этому дала – потому что маленький,

Этому дала – потому что беленький,

Этому дала – потому что просил,

Этому дала – потому что воду носил.

Сколько всего птенцов кормила добрая мама?

(Четыре)

Сколько пальцев на руке?

(Пять)

Высоко задравши нос,

Заяц шесть морковок нёс,

Спотыкнулся и упал —

Две морковки потерял.

Сколько морковок у зайца осталось?

(Четыре)

Отлично, ребята, вы справились с заданием.

 

Умница достает очередную картинку-задание:

Этот зверь — родня собаке,

Его по вою узнает всякий.

В охоте, серый, знает толк.

Угадали? Это…

(Волк)

Волчок-серый бочок прислал пятое задание. Он предлагает вам поиграть в занимательную геометрию.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Я — чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

В мешочке лежат геометрические фигуры. Воспитатель предлагает детям доставать эти фигуры и называть.

Воспитатель: У кого из вас находится круг? квадрат? треугольник? (Дети показывают фигуры)

– Что это? (Квадрат)

– А кто может назвать эту фигуру? (Это прямоугольник)

Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат. Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их?

– Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

– Как можно проверить? (Наложить)

– Что теперь мы видим? Что можем сказать?

Вывод: Верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые.

Молодцы, ребята, а теперь вам нужно разделить квадрат на два треугольника, прямоугольник на два квадрата.

 

Умница вынимает последнее задание и читает загадку о таинственном герое:

Зверь мохнатый любит мёд.

Если что-то не поймёт,

Может дико зареветь,

Потому что он…

(Медведь)

Шестое задание от медведя косолапого.

Дидактическая игра «Отгадай, сколько плывет рыбок…?»

Воспитатель: Ребята, посчитайте, сколько рыбок плывет влево? Сколько вправо? В какую сторону их плывет больше?

дидактическая игра 3

Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания. А вы сможете все картинки по порядку собрать и сказку русскую назвать!

Прибежище Мышки-норушки,

Зелёной Лягушки-квакушки,

И прочей звериной компании.

Скажите мне хором название…

(Теремок)

 

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, кто приезжал к нам в гости? (Ответы детей) Что приносил Умница? (Волшебный конверт)

— Что делали? (Считали, называли цифры, отгадывали загадки…)

— Какие геометрические фигуры мы изучили? (Квадрат, прямоугольник)

— Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

— Какое задание для вас было самым трудным? (Ответы детей)

Умница: Спасибо вам, ребята. Я получил большое удовольствие от встречи с вами. Было приятно наблюдать, как добросовестно вы выполняли все задания, как помогали друг другу. Я думаю, что вы всегда будете такими трудолюбивыми.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

восемь − шесть =

Отправить