Представленные ниже материалы могут быть использованы воспитателями, психологами детских садов при планировании и проведении занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вторую часть игр смотреть здесь.

Дидактическая игра «Наша улица»

Цель:

Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Дать понятие о прямоугольнике, находить общее и различное с квадратом. Соотносить геометрические фигуры с определенными фактами на улицах города, обозначать данными фигурами объекты на рисунку-схеме родной улицы.

Оборудование.

Демонстрационное: фотографии, иллюстрации родной улицы, детские рисунки и два соединенных в длину листа бумаги (А4) на фланелеграфе с указанными ориентирами (дорога, остановка, памятник и т.д.). Создание рисунка-схемы улицы.

Раздаточный: силуэты геометрических фигур разного размера и цвета по возможности которыми можно обозначить определенные объекты; изображения деревьев, кустов, машин, людей (в соответствии с профессиями).

Примечание.

Игру целесообразно проводить во второй половине дня после пешеходной экскурсии по улице, после рисования детьми родной улицы.

Игровые действия.

Воспитатель обращает внимание детей на фотографии и другие изображения родной улицы (улицы, на которой расположен детский сад). Предлагает вспомнить пешеходную экскурсию по улице, поделиться своими впечатлениями: какие объекты улицы запомнились больше всего. После высказываний дети совместно воспроизводят в правильной последовательности устно все объекты, которые видели во время прогулки. Изображают их на схеме с помощью геометрических фигур. Малыши выбирают геометрические фигуры и соотносят их по цвету, размеру со зданиями на родной улице. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и назвать, с помощью каких именно фигур изобразили те или иные здания. Дети узнают квадраты, треугольники. Педагог обращает внимание на прямоугольник и просит малышей определить, на какую геометрическую фигуру он похож (чем?), Чем: отличается от квадрата? Создает проблемную ситуацию: что стало бы с многоэтажкой, которую мы отобразили с помощью прямоугольника, если бы мы «поставили» ее на длинную сторону фигуры? Малыши самостоятельно обследуют прямоугольник, приходят к выводу, что у него есть четыре прямых угла, две длинных стороны, две коротких. С помощью проблемных ситуаций при создании схемы улицы воспитатель помогает детям усвоить, что наличие двух длинных и двух коротких сторон — существенная характеристика прямоугольника. После наклеивания силуэтов основных объектов на «улице» педагог вместе с детьми «оживляет» макет вместе наклеивают силуэты деревьев, машин, людей, облаков, круг — солнце в небе и прочее.

Дидактическая игра «Построим улицу для кукол»

Цель:

Закрепить у дошкольников знания геометрических фигур (квадрат, прямоугольник), геометрического тела — куб. Дать понятие о бруске. Учить находить общее и различное между квадратом и кубом, прямоугольником»-бруском. Развивать навыки использования математических знаний в игре.

Оборудование.

Схема родной улицы, которую дети создали накануне, игрушечные куклы, машины, силуэты деревьев, конструктор; определено место для создания «улицы» на полу с ориентирами (дорога, пешеходный переход и т.д.).

Игровые действия.

Воспитатель обращает внимание детей на схему родной улицы, напоминает, как интересно детям было во время пешеходной экскурсии. Однако, отмечает педагог, наши куклы на экскурсию не ходили, на улице не гуляли. Предлагает построить улицу для кукол из напольного конструктора. Итого: детьми рассматриваются детали конструктора (куб, брусок), обдумывают, какие здания с их помощью можно построить. Воспитатель обращает внимание детей на то, что детали конструктора похожи на геометрические фигуры на схеме (На какие? Чем похожи?). Вместе выясняют, чем они отличаются. Педагог отмечает, что плоскостная геометрическая фигура самостоятельно на полу не стоит — она ​​падает (демонстрирует), геометрическое тело, которым является и куб, и брусок («кирпичик» из конструктора), стоит на полу, не падает. Геометрическую фигуру можно «зажать» между ладошками, а геометрическое тело — нет. Такие свойства геометрических тел и помогут нам сейчас построить макет нашей улицы.

Во время работы педагог также обращает внимание на то, какие здания выше, какие ниже, что надо сделать, чтобы и на нашем макете здания были высокие и низкие?

Примечание.

Во время обыгрывания ситуаций на созданном макете улицы педагогу обязательно следует отметить правила безопасного поведения: можно ли детям самим играть на улице? Как и в каких местах следует переходить улицу?

На какой сигнал светофора это можно делать? Какая еще опасность может ожидать ребенка на улице и как ее следует предотвратить?

Дидактическая игра «Нам интересно на улице играть и все вокруг считать»

Цель.

Закрепить навыки счета в пределах 5.

Учить соотносить число с цифрой.

Развивать внимание, бдительность зрения, умение находить и выделять предметы с заданными характеристиками из большого количества других различных предметов, объединять их в одно множество, подсчитывать количество элементов в данном множестве, обозначать их цифрой.

Оборудование.

Демонстрационное: рисунок-схема родной улицы (улицы, на которой расположен детский сад), цифры от 1 до 5.

Раздаточное: карточки с цифрами в пределах 5.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает рассмотреть схему улицы и выяснить, есть ли одинаковые (подобные) объекты на ней. Далее предлагает посчитать молча и показать цифрой, сколько на схеме есть многоэтажек? Елок? Изображений машин? Полос на пешеходном переходе? Магазинов? Остановок? После каждого ответа педагог приглашает одного ребенка, который вслух считает заданные объекты, показывая их на схеме, подбирает соответствующую цифру.

Дидактическая игра «Найду маленькую Лену»

Цель.

Закреплять навыки ориентирования относительно объектов на рисунке-схеме.

Оборудование. Рисунок-схема улицы, на которой расположен детский сад; силуэтное изображение маленькой девочки Лены, которое можно расположить в любом месте на схеме; игрушечная рация.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что на нашей улице живет маленькая девочка Лена. Она еще не ходит в детский сад и не знает, что детям нельзя самим играть возле проезжей части, самим ходить по улице. Вот она и потерялась. Ее мама очень волнуется и обратилась в милицию за помощью. Кто первым найдет Лену, должен как можно быстрее по рации описать маме, где именно находится девочка.

Дети закрывают глаза, воспитатель перемещает силуэтное изображение девочки. Каждый ребенок («полицейский») поочередно описывает ее местонахождение: «На дорожке к многоэтажки, у лавочки», «Между елками, у аптеки», «На остановке, под рекламным щитом» и т. д.

Примечание.

Игру уместно сопровождать пояснениями по безопасности поведения на улице.

Дидактическая игра «Поможем архитектору»

Цель.

Учить сравнивать объекты по высоте, приемом приложения, располагать их по высоте в заданной последовательности.

Оборудование.

Раздаточное: фон — лист бумаги с изображением ориентира (дороги); силуэтное изображение различных по высоте зданий.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает детям, что для развития улицы каждому архитектору необходимо сначала разработать схему расположения зданий на ней. Чтобы улица была хорошей, здания следует располагать в определенной последовательности.

I вариант.

Воспитатель задает детям варианты последовательностей расположения зданий, дети выкладывают силуэты на листе.

от низкого к высокому и наоборот.

II вариант.

Дети самостоятельно располагают силуэты зданий и рассказывают о «своей улице» (объясняют последовательность расположения по высоте). Создание проблемной ситуации:

Воспитатель демонстрирует сюжетную иллюстрацию, здания, которые изображены на разных планах (на переднем и в перспективе), на разных уровнях. Спрашивает:

— Можно ли по этим рисункам узнать, здание выше, ниже?

— Можно ли это определить на глаз (если бы не было обозначено количество этажей)? Почему?

— Как следует располагать предметы (объекты), чтобы сравнить их по высоте? (На одном уровне)

Дидактическая игра «Кто быстрее»

Цель.

Дать понятие о скорости движения. Учить во время игры двигаться в заданном направлении с заданной скоростью. Закреплять правила безопасного поведения на улице, между сверстниками в игре.

Оборудование. Фланелеграф, изображения людей, животных, видов транспорта. Игрушечные руля на каждого ребенка.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает детям расположить изображения объектов в порядке возрастания свойственной им скорости. Например: человек — собака — трамвай — автомобиль — скорая помощь — самолет и т. д.

Объяснить свой выбор: «Автомобиль движется быстрее трамвая, ведь трамвай везет много пассажиров …» и т. д.

Примечание.

Набор иллюстраций каждый раз можно менять.

Воспитатель обращает внимание детей, что во время движения можно изменять его направление. Дети-водители могут менять направление и скорость движения по указанию воспитателя машины движутся вперед, едут медленно (быстро), поворачивают налево (направо), останавливаются и т. д.

Дидактическая игра «Овощи, стройся»

Цель.

Закреплять знания о смежных числах. Продемонстрировать наглядно, как можно сравнивать смежные числа. Закреплять умение соотносить число и цифру.

Оборудование. Наборное полотно, цифры от 1 до 6, силуэтные изображения овощей (шесть видов по 6 экземпляров).

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что Лена на своем огороде собрала урожай овощей и разложила их на полках в погребе. На каждой полке оказалось определенное количество овощей, а сколько именно, нам подскажут цифры. Предлагает разложить овощи на полках в соответствии с цифрами-подсказками (какие именно овощи класть на какую полку — подскажут изображения овощей, которые воспитатель уже выставил «на полку»; по одному на каждую).

После того, как дети разложили необходимое количество овощей на полках, воспитатель вместе с малышами проверяет, соответствует ли количество овощей цифре.

Далее педагог рассказывает, что ночью овощи ожили, посмотрели, как они расположены на полках, и что-то им не понравилось. Спрашивает у детей, могло ли овощам не понравиться? Подводит к выводу, что нет четкой последовательности в количестве расположения овощей. Предлагает разложить их на полках так, чтобы все цифры-подсказки нашли себе соседей (от меньшего количества овощей в крупнейшей).

В результате работы дети получают своеобразные «ступеньки» из цифр, что позволяет воспитателю: выяснять вместе с малышами, какое число больше, какое меньше; назвать «соседей» загаданного числа, загадать определенное число за его «соседями», считать в прямом и обратном порядке, отрабатывать понятие «следующее число», «предыдущий номер, сравнивать, насколько больше (меньше) овощей в заданных рядах, как образовалось определенное число, считать единицами и тому подобное.

Дидактическое упражнение «Какие овощи выросли на огороде?»

Закрепление знаний об овощах, их внешнем виде, развитие внимательности зрения.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть иллюстрацию, на которой изображены: силуэты овощей (друг на друге) и выяснить, какие овощи подготовила Лена для продажи на ярмарке.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

семь + 17 =

Отправить