Эту дидактическую игру можно использовать в работе с дошкольниками массовых групп, а также с детьми, которые имеют диагнозы ОНР и заикание. Игра проводится с подгруппой.
Цель:
— обогатить словарь детей названиями овощей и фруктов;
— учить дошкольников составлять описательный рассказ о предмете, согласовывая прилагательные с существительными в роде и числе;
— развивать связную речь, элементы логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификацию), тактильные ощущения, зрительное внимание и память.
Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к игре.
Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов и ягод; фишки-силуэты (те же овощи и фрукты); план-схема описания; платок, лейка, фартук; натуральные овощи и фрукты.
Ход проведения дидактической игры с дошкольниками
На столе, вокруг которого стоят дети, разложены предметные картинки изображениями вниз. Выбирается садовод-огородник (мальчик или девочка). Он соответственно одевается и имитирует поливание.
Педагог (логопед) говорит закличку:
Наш Коля-труженик
Лениться не привык.
Хорошо он поработал,
Хороший урожай собрал.
В сад-огород вы заходите,
Плод вкусный себе ищите.
Педагог объясняет условие игры: «Коля хочет пригласить вас на свой огород и в свой сад. Вы будете по очереди брать со стола картинки, внимательно рассматривать их и, не показывая другим, описывать нарисованное, так старательно, чтобы товарищи обязательно догадались, овощ или фрукт вы взяли с Колиного сада-огорода».
Вариант 1.
— Ребенок, который лучше всего составил описательный рассказ, становится садовником-огородником. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.
— Роль садовода-огородника выполняет взрослый. Он раздает картинки с учетом речевых иумственных способностей детей. Чтобы облегчить им составление описательного рассказа, предлагает план-схему. Она имеет вид книжечки-«гармошки», которая состоит из восьми картонных страниц с опорными рисунками на них. На титульной стороне наклеен бумажный кармашек, куда вкладывается предметная картинка. Ориентируясь на опорные рисунки этой схемы, ребенок должен назвать:
1) видовую принадлежность (слово-обобщение: овощ, фрукт, ягода);
2) цвет;
3) форму;
4) размер;
5) какой на ощупь (твердый, мягкий, гладкий, шероховатый);
6) вкус;
7) где растет (на дереве, кусте, в земле);
8) как используется в пищу.
— Дети составляют описательный рассказ по памяти (без схемы). Роль садовода-огородника выполняет ребенок. Дети берут картинки и по очереди описывают изображенное, а остальные отгадывают, что это. Кто первый угадал правильное название, становится садовником-огородником.
Вариант 2.
Педагог говорит детям, что садовод-огородник принес для них фрукты и овощи. Но кормить будет только тех, кто выполнит его задание. Тем детям, которые отвечают правильно, дают фишку в виде какого-то плода.
Примерные задания и вопросы:
Назови овощ (фрукт) желтого, зеленого, красного, … цвета.
Назови наибольшие (наименьшие) овощи.
Назови овощи, которые едят сырыми, какие варят (жарят).
Какие овощи растут на поверхности земли; какие в земле?
Какие овощи выдергивают; рвут; выкапывают; срезают?
Как назвать дерево, на котором растут яблоки; сливы; груши; вишни? (Яблоня, груша, слива, вишня).
Как называется сад, где растут и яблоки, и сливы, и груши? (Фруктовый, или плодовый сад).
Вариант 3.
Садовод-огородник показывает детям целые овощи (фрукты); в разрезе; порезанные на небольшие кусочки. Дети внимательно рассматривают их, называют, нюхают, пробуют. Затем педагог вызывает кого-то одного, завязывает ему глаза платочком, и дает попробовать кусочек какого-то плода. Ребенок определяет по запаху и вкусу, что это, и на ощупь находит его среди других. Если овощ (фрукт) назван правильно, он становится садовником-огородником.