Играем с детьми дома и в детском саду

Дидактическая игра для дошкольников (развитие речи): «В саду и на огороде»

Эту дидактическую игру можно использовать в работе с дошкольниками массовых групп, а также с детьми, которые имеют диагнозы ОНР и заикание. Игра проводится с подгруппой.

Цель:

- обогатить словарь детей названиями овощей и фруктов;

- учить дошкольников составлять описательный рассказ о предмете, согласовывая прилагательные с существительными в роде и числе;

- развивать связную речь, элементы логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификацию), тактильные ощущения, зрительное внимание и память.

Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к игре.

 

Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов и ягод; фишки-силуэты (те же овощи и фрукты); план-схема описания; платок, лейка, фартук; натуральные овощи и фрукты.

Ход проведения дидактической игры с дошкольниками

На столе, вокруг которого стоят дети, разложены предметные картинки изображениями вниз. Выбирается садовод-огородник (мальчик или девочка). Он соответственно одевается и имитирует поливание.

Педагог (логопед) говорит закличку:

Наш Коля-труженик

Лениться не привык.

Хорошо он поработал,

Хороший урожай собрал.

В сад-огород вы заходите,

Плод вкусный себе ищите.

Педагог объясняет условие игры: «Коля хочет пригласить вас на свой огород и в свой сад. Вы будете по очереди брать со стола картинки, внимательно рассматривать их и, не показывая другим, описывать нарисованное, так старательно, чтобы товарищи обязательно догадались, овощ или фрукт вы взяли с Колиного сада-огорода».

Вариант 1.

- Ребенок, который лучше всего составил описательный рассказ, становится садовником-огородником. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.

- Роль садовода-огородника выполняет взрослый. Он раздает картинки с учетом речевых и умственных способностей детей. Чтобы облегчить им составление описательного рассказа, предлагает план-схему. Она имеет вид книжечки-«гармошки», которая состоит из восьми картонных страниц с опорными рисунками на них. На титульной стороне наклеен бумажный кармашек, куда вкладывается предметная картинка. Ориентируясь на опорные рисунки этой схемы, ребенок должен назвать:

дидактические игры для дошкольников, дидактические игры значение дошкольники, дидактические игры для развития речи дошкольников, дидактические игры для развития речи дошкольников, дидактические игры развитию речи младших дошкольников, овощи игры для дошкольников, игра овощи и фрукты для дошкольников

 

1) видовую принадлежность (слово-обобщение: овощ, фрукт, ягода);

2) цвет;

3) форму;

4) размер;

5) какой на ощупь (твердый, мягкий, гладкий, шероховатый);

6) вкус;

7) где растет (на дереве, кусте, в земле);

8) как используется в пищу.

- Дети составляют описательный рассказ по памяти (без схемы). Роль садовода-огородника выполняет ребенок. Дети берут картинки и по очереди описывают изображенное, а остальные отгадывают, что это. Кто первый угадал правильное название, становится садовником-огородником.

Вариант 2.

Педагог говорит детям, что садовод-огородник принес для них фрукты и овощи. Но кормить будет только тех, кто выполнит его задание. Тем детям, которые отвечают правильно, дают фишку в виде какого-то плода.

Примерные задания и вопросы:

Назови овощ (фрукт) желтого, зеленого, красного, ... цвета.

Назови наибольшие (наименьшие) овощи.

Назови овощи, которые едят сырыми, какие варят (жарят).

Какие овощи растут на поверхности земли; какие в земле?

Какие овощи выдергивают; рвут; выкапывают; срезают?

Как назвать дерево, на котором растут яблоки; сливы; груши; вишни? (Яблоня, груша, слива, вишня).

Как называется сад, где растут и яблоки, и сливы, и груши? (Фруктовый, или плодовый сад).

Вариант 3.

Садовод-огородник показывает детям целые овощи (фрукты); в разрезе; порезанные на небольшие кусочки. Дети внимательно рассматривают их, называют, нюхают, пробуют. Затем педагог вызывает кого-то одного, завязывает ему глаза платочком, и дает попробовать кусочек какого-то плода. Ребенок определяет по запаху и вкусу, что это, и на ощупь находит его среди других. Если овощ (фрукт) назван правильно, он становится садовником-огородником.

Метки: дидактическая игра