Цель:
Закреплять знания детей по теме «Дикие и домашние животные».
Развивать фонематическое восприятие и представление, внимание, мелкую моторику, пространственную ориентацию, обучать элементам логического мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Оборудование: вырезанное из картона большое изображение теремка, все окошки которого закрыты соответствующими геометрическими фигурами.
Педагог читает закличку к игре:
В чистом поле теремок стоял,
Кто в том теремочке проживал.
Кто же в том теремочке проживал?
Знает тот, кто в окошки заглядывал.
Кто же в те окошки заглядывал?
Тот, кто правильно фигуру отгадывал,
В названии зверя первую букву угадал
И о звере том интересно рассказал.
Затем педагог предлагает детям по очереди «открыть» окошки какой-то определенной формы — сначала круглые, затем треугольные и тому подобное. Прежде чем открывать четырехугольные окошки, он спрашивает: как называется четырехугольная фигура, у которой все стороны прямые (прямоугольник). А если в такой фигуре еще и все стороны одинаковой длины, как ее называют тогда? (Квадрат).
— Теперь откройте сначала просто четырехугольные окошки, потом прямоугольные, и, наконец, квадратные. Кто же живет в этом домике? На какие две группы можно разделить всех животных? (Дикие и домашние животные). Перечислите сначала только домашних, а потом диких. Кто живет на первом этаже (втором, третьем)? Какое животное лишнее на каждом этаже? Почему?
Затем воспитатель предлагает детям такие задания:
1. Отгадать название животного по первым (последним) звукам в названии и накрыть соответствующее изображение животного геометрической фигурой, ориентируясь на форму окна.
2. Определить, в названии какого-то животного (по выбору педагога) первый (последний) звук.
3. Отгадать животное, в названии которого есть определенный звук, и накрыть соответствующей геометрической фигурой изображение этого животного.
4. Педагог медленно называет животных, заменяя в некоторых названиях звуки (свистящие – шипящие, звонкие на глухие): звинья (свинья), горова (корова)… Услышав ошибку, дети должны хлопнуть в ладоши и поднять руку, если желают ее исправить (назвать правильно).
5. По описанию животного, которое дает педагог, ребенок должен отгадать, о ком идет речь. Потом — наоборот: педагог предлагает ребенку описать животное или вспомнить о нем стихотворение или загадку.
Аналогичную игру с дошкольниками можно провести по темам «Птицы», «Насекомые» и тому подобное.