Развитие мелкой моторики рук ребенка
Все психологические процессы человека, сознательные и подсознательные, отражаются в положении рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев рук.
О тесной связи между развитием мелкой моторики рук и развития речи ребенка раннего возраста обязательно надо говорить родителям. Думаю, это просветительская миссия педагогов и психологов, работающих в дошкольных учреждениях.
Многие родители не обращают внимание на недостаточное развитие двигательной и речевой активности младенца. Считают, что, если ребенок не говорит в 2 года, ничего страшного, еще «дорастет». Они не знают, что есть такие неврологические расстройства, следствием которых является недоразвитие именно речи. И эти расстройства уже после 2-х лет практически невозможно исправить в полной мере! Поэтому, надо говорить об этом, и стараться предупредить возможные осложнения в развитии ребенка.
Да, бывает, что ребенок действительно начинает говорить позднее своих сверстников. Но есть маленькие нюансы, о которых чаще всего не знают не только родители, но и многие педагоги.
— Ребенок должен произносить хотя бы отдельные звуки и слоги родного языка, уже на первом году жизни. Тогда речь идет не о неврологической патологии развития, которую надо немедленно лечить, а лишь о темпах развития.
Почему в педагогической литературе последних лет уделяется особое внимание развитию мелкой моторики? Потому что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей, которые живут в городах. И практики – педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, хорошо знают, что детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше.
Одним из методов развития речи детей является именно развитие мелкой моторики рук.
Нередко в детских учреждениях воспитатели просят родителей давать детям обувь без шнурков, потому что детей трудно научить их шнуровать. А это яркое свидетельство того, что мелкая моторика у ребенка развита недостаточно.
Еще двадцать лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось значительно больше работать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сегодня для каждого из этих занятий есть отдельная машина. Поэтому, важно уделять достаточно внимания таким видам деятельности детей, в которых будет задействована мелкая мускулатура кистей рук.
Вспомним стишки и песенки про сороку-ворону, про зайчиков и белочек, которые веками традиционно были часто применяемыми в народной педагогике. Бабушки и дедушки пели и играли с ребенком, успокаивали детей, отвлекали их от капризов и нежелательных действий. Это было общение ребенка и взрослого «глаза в глаза».
В ходе таких игр происходят сложные мозговые процессы координации мышления и речи, координации движений рук и речи. дидактические игры
Почти все стихи, адресованные детям до 3-х лет, сопровождаются движениями руками. Так ребенок легче запоминает слова, находится в естественной для него игровой атмосфере. Ребенок учится удерживать внимание, развивает память.
А, самое главное, это незабываемые и неповторимые мгновения единения ребенка с родителями. Когда ребенок станет немного старше, эти мгновения повторить будет уже невозможно.
Игра «Умные пальчики» многофункциональная. Основная ее идея — ребенок должен одним пальцем дотянуться до картинки, которую называет взрослый или другой ребенок. При этом все остальные пальцы находятся в своих «домиках», которые расположены на определенном расстоянии от картинок. Пальцы рук ребенка расположены примерно так, как при игре на пианино.
Расположение пальцев рук во время дидактической игры «Умные пальчики» можно увидеть на фото.
Картинки, которые взрослый размещает на дидактическом материале дают неограниченные возможности для педагога в проведении занятий различной направленности. Ведь можно обсуждая картинки, определять и их количество, и какая картинка расположена выше других, ниже, справа или слева от названной. Это и, кроме развития мелкой моторики рук, дает возможность работы с цветом, формами. Возможность определения групп предметов по определенным признакам, обучение детей находить «лишний» предмет среди других. Возможность определения первых звуков в словах, и тому подобное, — творчески мыслящий педагог, найдет свои варианты использования этой игры
Алгоритм работы с ребенком в ходе игры «Умные пальчики».
Ребенок знакомится с картами, рассматривает их, называет что нарисовано.
Беседа:
— что нарисовано;
— какого цвета, формы, величины предметы;
— что в них похожее, а что различное;
— какой первый (последний) звук в словах-названиях предметов (для 5-летних детей с нормальным уровнем психического развития)
— что из нарисованного ребенок раньше видел: «Расскажи об этом», «Вспомни, как это было», «Опиши то, что ты видел»;
— что ему больше нравится.
Взрослый обращает внимание ребенка на кружочки и говорит, что эти кружочки — домики для пальчиков.
Спрашивает ребенка, знает ли он, какие названия имеют, его пальчики. Если нет — называет их. И несколько раз закрепляет эти названия — на правой руке, на левой, на руках товарищей, или взрослого.
Каждый пальчик имеет свой домик — «Покажи где живет большой палец»; «А где живет мизинец?»
Ребенок размещает пальчики обеих рук в «домиках». Это немного похоже на то, как расположены пальчики на клавиатуре пианино. Пальчики могут ходить друг к другу в гости, могут выходить гулять во двор.
Но, у каждого из них есть лучший друг.
— С кем дружит средний пальчик?
— А с кем большой, мизинчик?
— Кто находится рядом с бабочкой (тыквой, собачкой, котиком.)
— Достань по очереди овощи (фрукты, картинки круглой формы, картинки красного цвета и т.п.)
— Посчитай, сколько здесь нарисовано овощей, а сколько фруктов.
— На этой картинке четыре объекта можно объединить, а один не подходит к другим. Какой лишний?
— Посчитай, сколько тут вообще картинок? Почему именно 5? (потому что 5 пальчиков)
— А сколько домиков для пальцев? (Чего больше, меньше? Поровну)
— Какая картинка нарисована слева? А рядом с ней? А какая посередине?
— Посмотри на картинки и постарайся их запомнить. (Картинки прячутся) — Вспомни, что там было нарисовано.
В конце занятия взрослый вновь просит вспомнить то, что было нарисовано на той картинке, которую мы прятали.
Вопросы и задания могут быть в зависимости от цели занятия.
Осложнения
— Не только выполнять задания взрослого, но и задавать вопросы и давать задания другим детям или взрослому.
— Играть без участия взрослого.
— Придумать свои варианты игры с этими картинками.