Программное содержание: закреплять навыки счета при участии отдельных анализаторов (зрительного, слухового или двигательного), согласовывать числительное с названием предметов, изображений; формировать обобщения о том, что число не зависит от качества конкретных множеств (Дидактические игры №27-33).

27. Сделать фигуру

Пособия: карточки с наклеенными на них из цветных полосок фигурами в виде треугольников (3 полоски), квадрата (4 полоски) и т.д., счетные палочки (по 4-5 на каждого ребенка), лист бумаги, цветной карандаш.

Ход игры. Воспитатель показывает детям одну из карточек и обращает их внимание на то, что такую ​​же фигуру можно выложить из палочек. «Я буду показывать вам карточки с какой-нибудь фигурой, затем ее забирать, а вы должны запомнить эту фигуру и выложить такую ​​же у себя на столе из палочек. Затем посчитайте, сколько палочек вы взяли для того чтобы сложить эту фигуру». (Показывает карточку с фигурой в виде треугольника и тут же прячет ее). Выложите эту фигуру из палочек. (Дети выкладывают). Я сейчас проверю, правильно ли вы выложили фигуру. (Проходит между столами). Все выложили фигуру правильно. А теперь посчитайте, сколько палочек вы взяли для этой фигуры. Миша, скажи, сколько ты взял палочек? А ты, Аня?

Аня. Три палочки.

Воспитатель. Сейчас запомните эту ​​фигуру. (Показывает карточку с фигурой в виде квадрата). Оля, сколько ты взяла палочек для того чтобы сложить квадрат?

Оля. Четыре.

Воспитатель. Нина, а сколько ты взяла палочек?

Нина. Четыре.

Воспитатель. Все дети получили по четыре палочки?

Затем дети выкладывают из палочек другие фигуры и считают палочки. Далее воспитатель предлагает играть по-другому.

Воспитатель. Я буду называть число, а вы возьмете столько же палочек. Три! Покажите сколько вы взяли палочек? Верно, все дети взяли по три палочки. А теперь выложите из трех палочек фигуру, которую вы сами придумаете. Я сейчас посмотрю и закрасьте у себя на бумаге лучшую фигуру. (Идет между рядами столов с листом бумаги и обрисовывает на нем наиболее правильную фигуру). Посмотрите, дети, какую фигуру придумал Витя. Слушайте дальше: четыре! Наташа, сколько ты взяла палочек?

Наташа. Четыре.

Воспитатель. Придумайте из четырех палочек фигуру. (Опять обходит столы и обрисовывает лучшие фигуры, показывает детям).

Такие же задачи выполняются и в рамках других чисел.

28. Игра в считалочки

Пособия: картинки с разными изображениями, два набора демонстрационных счетных карточек с 1-5 кружочками.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям расставить оба набора карточек на столе. Далее он вызывает двух детей, чтобы они выполнили задание: по показанному количеству изображений на картинке быстро найти карточки с соответствующим количеством кружочков. Отмечает того, кто первый выполнил задание. То же выполняют и другие дети. Каждый раз воспитатель показывает на разное количество изображений.

29. Почта

Пособия: игрушечная почтовая сумка, 6-8 открыток или карточек с изображением животных, цветов, ягод, фруктов и открытки, вложенные в конверты, на которых сделана надпись: старшая группа, имя ребенка.

Ход игры. Стук в дверь групповой комнаты. Входит ребенок с почтовой сумкой через плечо.

Воспитатель. Дети, это пришел почтальон. Почтальон, что ты нам принес?

Ребенок. Письма детей.

Воспитатель. Дай мне письма, и я посмотрю, для кого они. (Почтальон садится на свое место и участвует в игре). Дети, в этом конверте написано: «Старшая группа, _______». Миша, иди посмотри, что ты получил. (Миша получает открытку, на ней изображено 3 голубя.). Какая красивая открытка! Покажи ее детям. Что нарисовано на открытке? (Белые голуби). Не один, а много голубей на открытке. Считай, сколько всего голубей? (Один, два, три голубя). Дети, а вот это письмо __________. Иди, Сема, получай письмо. Что на твоей открытке? Покажи, Сема, пожалуйста.

Сема. Улица, по ней едут машины.

Воспитатель. Да, по улице едут автомашины. А сколько автомашин едет по этой улице?

Сема. Две автомашины.

Воспитатель. Аня, иди и ты считай, сколько автомашин едет по улице?

Аня. Две автомашины.

Воспитатель. А вот на этом конверте написано: «Старшая группа, всем детям». Этот конверт я сама открою. (Достает открытку с букетом цветов). Что нарисовано на открытке?

Дети. Цветы.

Воспитатель. Как называются эти цветы?

Дети. Ромашки.

Воспитатель. Надя, иди считай, сколько ромашек в букете?

Надя. Пять ромашек.

Далее воспитатель вручает еще 2-3 письма отдельным детям, а в конце игры читает письма ко всей группе. В игре участвуют все дети, а не только те, что получили письма. В конце игры воспитатель объясняет детям, что письма им прислали дети из другого детского сада, чтобы они научились хорошо считать, и предлагает расставить все открытки на столе.

Второй вариант игры

Почтальон разносит «открытки» всем детям. В конвертах палочки, воспитатель предлагает выложить из них фигуры. Затем дети перечисляют, сколько палочек они использовали, чтобы составить фигуру.

30. Угадай, сколько

Пособия: молоточек (или карандаш), демонстрационные карточки для счета с числовыми фигурами из кружочков (от 1 до 4-5 в каждой карточке).

Ход игры. Поставить карточки в вертикальном положении, чтобы их было хорошо видно всем детям.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на карточках нарисовано разное количество кружочков. «На этой картинке один кружочек, — говорит он, показывая крайнюю карточку, — а на этой карточке (показывает последующие) два кружочка. Таня, считай, сколько кружочков на следующей карте. (Три кружочки). Коля, считай кружочки на последней карточке. (Четыре кружочки).

Далее воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Угадай, сколько?».

Воспитатель. Я перемешайте карточки и положу их кружочками вниз, а тот, кого я вызову, возьмет карточку и скажет, сколько на ней кружочков. Настя, возьми какую-нибудь карточку. (Настя получает карточку с 2 кружочками и считает: «Раз, два. Два кружочка». Миша, правильно Настя посчитала кружочки?

Далее вызванные дети берут карточки и определяют, сколько на них кружочков.

Затем воспитатель предлагает другой вариант игры. Он снова перемешивает карточки и кладет их кружочками вниз.

Воспитатель. Теперь тот, кого я вызову, возьмет любую карточку и, показывая детям, посчитает молча кружочки, а затем постучит молоточком столько раз, сколько кружочков на карте. Все дети должны перечислить, сколько раз он постучал.

Вызывает ребенка, берет любую карточку и стучит молоточком столько раз, сколько кружочков на карточке. После этого воспитатель вместе с детьми проверяет, верно ли выполнено это задание.

Начинают с того, сколько раз вызванный ребенок постучал (чтобы дети не забыли количества звуков). Далее перечисляются кружочки на карточке и т.д.

31. Стук-стук

Пособия: деревянный молоточек (или карандаш) для выстукивания, счетные палочки на каждого ребенка, ширма, комплект счетных карточек, картинки с 1-5 изображениями.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать и посчитать, сколько раз он постучит молоточком за ширмой (стучит 2-3 раза и вызывает детей для ответа). Затем называет игру. Далее игрокам предлагают взять счетные палочки.

Воспитатель. Сколько раз я постучу, столько палочек вы положите перед собой. (Стучит 3 раза). Сколько раз я постучал, скажи, Костя. (3 раза постучали). А сколько ты отложил палочек? (Три палочки). Витя, покажи палочки, которые ты отложил. Оля, сколько палочек у Вити в руках? (Три палочки). Послушайте еще, сколько раз я постучу. (Стучит четыре раза). Сколько раз я постучала, скажи Саша. (Четыре раза). Алла, покажи палочки и считай по одной. Сколько палочек ты отложила? (Одна, две, три, четыре палочки). Дети, вы все отложили по четыре палочки? Сейчас я посмотрю, правильно ли вы отложили палочки. (Проходит между столами). Все дети отложили четыре палочки.

Сейчас сколько раз я постучу, столько палочек отложит Юля, а дети мне скажут, правильно Юля сделала. (Стучит 3 раза). Покажи Юля, сколько палочек ты отложила? Нина, сколько палочек в руках у Ани? (Три палочки). А сколько раз я постучала. (Три раза).

Воспитатель называет еще 2-3-х детей, предлагает им отложить столько палочек, сколько раз она постучит.

Затем дети оставляют у себя по одной палочке, а другие откладывают в сторону.

Воспитатель ставит новую задачу: она будет говорить число или показывать счетную карточку или картину с нарисованными предметами. А ребенок, которого вызовет, должен столько же раз постучать палочкой. При этом воспитатель использует числа вразбивку, например, так: 4, 3, 1, 5, 2. Каждый раз вызванный ребенок стучит соответствующее количество раз. Чтобы активизировать детей, воспитатель привлекает их к показу карточки или картины и к отстукиванию.

Второй вариант — динь-динь

Пособия: ксилофон, «часы» в виде дисков из картона диаметром 20 см (по количеству участников игры), ближе к краям диска нарисовано 5 кружочков диаметром 3 см (или квадратиков). В этих кружках нарисованы черные кружочки от 1 до 5 штук; в центре закреплена картонная стрелка.

Ход. Воспитатель раздает детям картонные круги, называет их игрушечными часами. На них можно переводить стрелку, показывать разное число кружочков. Воспитатель ставит стрелку на часах, например, напротив одного кружочка, спрашивает детей сколько кружочков показывает стрелка, по ее указанию дети также ставят стрелку напротив одного кружочка, при этом воспитатель спрашивает, напротив скольких кружочков они поставили стрелку и проверяет, проходя между столами, все ли дети правильно выполнили задание.

После того, как дети освоились в работе с «часами», им объясняют правила игры «динь-динь».

Воспитатель бьет палочкой по ксилофону: сколько раз прозвучит звук, столько кружочков нужно показать на «часах» стрелке.

В этой игре необходимо сначала придерживаться последовательности в счете: ударить 1, 2, 3, 4, 5 раз, а потом по-разному — 2, 1, 5, 4, 3.

Для проверки выполнения задания воспитатель задает вопрос: «Сколько раз я ударила палочкой? Сколько кружков показывает у вас (у тебя) стрелка? ».

Игра интересная, если сами дети ударяют палочкой по ксилофону. В таком случае воспитатель называет число, а вызванный ребенок выполняет то же число ударов, а затем все участники ставят стрелки против соответствующего количества кружочков. С помощью вопросов воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задание.

32. Сделайте столько движений, сколько игрушек видите на картинке

Пособия: карточки размером 20×15 см с изображением нескольких игрушек, с которыми можно сделать движения, например, 3 или 4 мяча, 2 или 5 барабанов с палочкой, 5 флажков, 4 звонка и т.д.; соответствующие игрушки: мяч, барабан с палочкой, звонок, флажок.

Ход игры. Воспитатель показывает детям карточки и говорит, что на них нарисованы игрушки, с которыми можно поиграть.

Дети рассматривают карточки и говорят, что флажком можно махнуть, в барабан ударить палочкой, в звонок позвонить.

Воспитатель показывает детям, что на столе у ​​него стоят такие же игрушки, которые нарисованы на карточках: барабан с палочкой, звонок, флажок, мяч. Показывает карточку с двумя флажками и предлагает кому-то из детей махнуть флажком два раза. Затем воспитатель объясняет игровое действие.

Воспитатель. Сейчас я переверну карточки вниз рисунком. Тот, кого я вызову, возьмет любую карточку и сделает с игрушкой столько движений, сколько игрушек нарисовано на карточке. Оля, возьми любую карточку. (Оля вытащила карточку с 5 барабанами и палочкой). Считай, сколько барабанов на картинке.

Оля. Пять барабанов.

Воспитатель. А что тебе нужно сделать?

Оля. Ударить пять раз в барабан палочкой.

Воспитатель. Дети, сколько раз ударила Оля в барабан? (Пять раз). А сколько барабанов нарисовано на карточке? (Пять барабанов).

Дети молча перечисляют количество изображений на картинке, а затем выполняют соответствующее количество движений.

Второй вариант — Молчанка

Пособия: игрушки, с которыми можно выполнять движения, например, мяч, барабан, колокольчики, флажки.

Ход игры. Воспитатель. Дети, я буду показывать определенное количество флажков, а вы должны взять любую игрушку и сделать с ней соответствующее количество движений.

Например, воспитатель показывает четыре флажка, а вызванный ребенок берет мяч и столько же раз подбрасывает его и ловит. То же делают и другие дети. Но каждый раз проверку вслух делать не следует. Если вызванный ребенок правильно выполнил задание, все молча наклоняют голову, а если он ошибся, то все отрицательно качают головой.

33. Отгадай, сколько игрушек в руке

Пособия: мелкие однородные предметы — шарики диаметром 2 см (орехи и т.п.) 20-30 шт.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, которые сидят полукругом, что в игре он будет давать детям шарики. Дети должны, обследовав шарики ладонями, сказать, сколько шариков у них в руках.

Воспитатель вызывает к столу 3-4-х детей, они поворачиваются лицом к остальным детей и закладывают руки за спину. Воспитатель кладет им в руки разное количество шариков — 1, 2, 3 или 4.

Дети, не меняя положения рук, на ощупь перечисляют шарики в руках, и по очереди называют число, а потом показывают шарики. После этого воспитатель ставит новую задачу и объясняет ее.

Воспитатель. Я сначала раздам ​​шарики, а дальше буду называть какое-нибудь число. У кого будет столько же шариков, тот должен их показать, а у кого другое число шариков, тот не должен их показывать.

Снова вызывает 3-4-х детей, они закладывают руки за спину. Воспитатель кладет им в руки разное количество шариков и после некоторой паузы называет какое-то число. Например, воспитатель называет «Три». Ребенок, у которого было три шарика, показывает их. Необходимо при этом спросить его или других детей, сколько шариков находится у него в руках и какое число назвал воспитатель.

Далее воспитатель называет другие числа. Шарики показывают только те дети, которые имеют их столько, сколько он назвал.

При повторении игра может быть затруднена внесением флагов. В таком случае ставится задача: показывать шарики должны только те дети, у кого их столько, сколько флажков показывает воспитатель.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

4 × три =

Отправить