Исправление недостатков звукопроизношения и формирование правильного и четкого произношения звуков у дошкольников должно приобрести характер определенной системы. В нее входят, прежде всего, вспомогательные упражнения по развитию речевого слуха и слухового внимания, речевое дыхание, гимнастика языка, упражнения и игры на развитие речевого слуха и слухового внимания.

Такие игры и упражнения можно использовать как при работе воспитателя или логопеда в детском саду, так и родителями, проводя игры в домашней обстановке.

Игра «Узнай звук»

Подобрать слова с близкими по звучанию звуками [ш], [с], [з], [ц], [ж] и предложить ребенку: «Я буду называть слова, а когда услышишь в слове звук [ш], хлопни в ладоши». Взрослый называет слова: сумка, шум, суп. Или слова на звук [ж] (жук, зуб, женщина, замок), ребенок же хлопает в ладоши, только услышав нужный звук.

Игра «Испорченный телефон»

В условиях семьи в этой игре должны принять участие все члены семьи: взрослые и дети. Для игры подбираются слова с шипящими согласными звуками [ж], [ш], [ч], [щ] и сонорными звуками [л], [м], [н], [р], [й]. Ведущий (может быть и ребенок) говорит шепотом слово на ухо, которое передается дальше, последний вслух называет услышанное слово. Если слово искажено, выясняется, кто неправильно услышал слово.

Игра «Поручение»

На расстоянии 5-6 метров ребенку дается шепотом поручение принести нужную вещь. Например: «Принеси мне миску», «Принеси Миша», или «Покажи зубы …, губы …».

Аналогично проводится игровое упражнение «Узнай, какое слово я сказала». Взрослый на определенном расстоянии (6-7 метров) произносит вполголоса слово, ребенок его повторяет.

Полезным для развития слухового внимания являются упражнения типа «Послушай, о чем говорит комната» (кто-то стукнул, скрипнула дверь, бой или ход часов, шум мотора холодильника, бульканье воды в кране …), «Послушай, о чем говорит улица, парк, лес» (пение птиц, шум ветра, голоса людей …).

Языковые игры помогают эффективно развивать фонематический слух дошкольников, закреплять правильное произношение, воспитывать плавность речи, тренировать речевое дыхание и мышцы органов речи. Во время игр уточняются и закрепляются понятия и представления детей, развивается их творческое воображение, мышление, речь. Ребенок в дальнейшем быстрее и легче воспринимает новый материал, осваивает новые знания и навыки.

Игра «День рождения»

Дети выбирают именинника. Каждый жестами, движениями и мимикой показывает, что дарит имениннику, а именинник пытается отгадать.

Игра начинается со слов: «Я дарю …»

Игра «Показуха»

Дети делятся на команды. Каждая команда планирует слово и, используя невербальные средства, представляет это слово другой команде, которая должна его отгадать.

Игра «Окно»

Игроки становятся друг напротив друга. Воспитатель говорит: «Представьте себе, что вас отделяет окно с очень толстым стеклом. Попытки кричать напрасны — партнер вас не услышит. Но ему необходимо рассказать очень важную новость. Попробуйте передать партнеру содержание разговора, не произнося ни слова». После этого на ушко говорит детям задачу – новость, которую необходимо передать.

Игра «Цепочка»

Первый ребенок называет объект, второй — его свойства, третий — новый объект с такими же свойствами, четвертый — другое свойство нового объекта и так далее. Например: морковь — морковь сладкая — сладким бывает сахар — сахар белый — белым бывает снег.

Игра «Составляем рекламу»

Предложить детям составить рекламу любых сказочных вещей или продуктов или предметов. Сделать рисунок и продумать словесную защиту своей творческой работы.

Игра «Картина»

Все садятся в кружок. Один держит в руках чистый лист бумаги и пытается представить нарисованную картину. Он начинает подробно ее описывать. Потом передает лист с мнимой картиной другому, тот продолжает воображаемое описание.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

шесть + 5 =

Отправить