Особое место в коррекции зрительного восприятия занимают зрительно-речевые упражнения. Учеными давно доказано, что зрительный и языковой центры коры головного мозга расположены рядом и не имеют четких границ, поэтому, как правило, часто недостатки зрения сочетаются с речевыми. Обедненный зрительный опыт нередко является препятствием в развитии коммуникативной деятельности ребенка.
Но умение разговаривать не дается просто так — язык надо учить. Именно зрительно-речевые упражнения направлены на коррекцию как зрительных, так и речевых нарушений. С их помощью увеличивается запас знаний и представлений об окружающей среде, развиваются лексические, грамматические, звуковые, речевые навыки; пространственное ориентирование, совершенствуется внимание, мышление, память.
Виды упражнений для дошкольников:
— Узнавание цвета и величины;
— Конструирование и реконструкции;
— Нахождение недостающих элементов;
— Нахождение сходства и различий;
— Узнавание фигур по контуру, тени;
— Узнавание наложенных картинок;
— Составление фигур из разрезанных элементов;
— Нахождение одинаковых предметов и исключение лишних;
— Прохождение по лабиринту;
— Запоминание сюжетной картинки и ответы на вопросы (Какое время года было изображено? Сколько уток плавало в пруду? Сколько детей было на рисунке? Какие овощи собирал мальчик? Какой фрукт рос на дереве? и т. д.);
— Нахождение целого по частицами изображений;
— Что перепутал художник?
— Запомни и отыщи.
Показываем картинку, а затем переворачиваем просим найти и назвать предметы, которые были на предыдущем рисунке.