Цель:

— воспитывать правильное произношение звука [с];

— учить произносить звук [с] изолированно, в слогах, словах и фразах;

— развивать у дошкольников навыки правильного произношения слов в предложении, активизировать словарный запас;

— развивать мелкую моторику, фонематический слух;

— воспитывать любовь к природе.

Материал: коррекционная дорожка со следами синички, перья для упражнения, синичка (игрушка или картинка с изображением) демонстрационные и раздаточные предметные картинки и игрушки, в названиях которых есть звук [с]; сюжетная картинка «Девочка катается на санках»; индивидуальные фоны и зеркала; семена тыквы и подсолнечника для зрительной коррекции в дидактической упражнении «Отсортируем семена», дидактическая игра «Подбери картинки».

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент

Педагог обращает внимание детей на коррекционную дорожку со следами синички.

Педагог. Посмотрите, на снегу есть маленькие следы.

Кто-то, наверное, здесь прыгал

И следы оставлял.

По следам мы этим пойдем,

может, мы кого-то найдем.

Дети идут по коррекционной дорожке и находят синицу (игрушку или картинку с изображением синицы), приглашают ее к себе на занятие. Педагог предлагает детям покормить синицу зерном. Дети насыпают зерно для синички, потом садятся за столы.

2. Дыхательная гимнастика «Перышки»

3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия

Педагог. Послушаем песенку синички и определим, какой звук повторяется чаще.

Я маленькая синичка —

синь, синь, синь.

И высоко в синем небе —

синь, синь, синь —

Я пою весело,

Потому что весна уже близко.

4. Дидактическая игра «Поймай звук»

Педагог повторяет песенку синички. Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [с].

5. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для подвижности губ: «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка», «Колечко».

Упражнения для языка:

— «Лопата». Открыть рот, спокойно выдвинуть широкий язык и удерживать его под счет взрослого от 1 до 10.

— «Накажи непослушный язык». Полуоткрытый рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и поплямкать губами 5-6 раз, произнося звуки пя-пя-пя, а затем подержать спокойно широкий язык в открытом рту под счет взрослого от 1 до 10.

— «Послушный язычок». Полуоткрытый рот, широкий язык спокойно расположить за нижними зубами, удерживать неподвижно под счет взрослого от 1 до 10.

— «Прятки». Полуоткрытый рот, широкий язык выдвинуть вперед, удерживать под счет взрослого от 1 до 5, спрятать широкий язык в нижнее зазубное положения, удерживать его под счет от 1 до 5.

6. Физкультминутка

Синичка по двору летала,

Зернышки на земле искала.

(Дети бегают, машут руками, имитируя полет птиц)

Присела у кормушки,

Поклевала зерен немножко.

(Дети приседают, показывают пальцем, как птички клюют зерна)

Подкрепилась, отдохнула,

Снова ввысь упорхнула.

(Дети имитируют полет птиц и возвращаются на свои места)

7. Гимнастика для глаз

Отдохнули все малыши,

Отдохнут глазки.

(Дети закрывают глаза)

За синичкой следите,

Куда летит — говорите.

Дети открывают глаза, педагог движет синицу несколько раз влево-вправо, вверх-вниз; дети, не поворачивая головы, глазами следят за движениями синички.

8. Закрепление правильного произношения звука [С]

— Как свистит ветер на улице? (С-с-с-с-с)

Воспитатель показывает предметную картинку с изображением шины.

— Как из шины выходит воздух, когда его выпускают? (С-с-с-с-с)

Учитель показывает предметную картинку с изображением велосипеда.

— Как накачивают велосипедную шину насосом? (С-с-с-с-с)

Повторяем слоги:

си-си-си-си,

се-се-се-се,

са-са-са-са,

со-со-со-со,

су-су су-су.

Произносим звук [с] в словах. Перед каждым ребенком на индивидуальных фонах разложены раздаточные предметные картинки, в названии которых есть звук [с]; предлагаем детям рассмотреть картинки и определить место звука [с] в словах: в начале, в середине или в конце слова.

9. Дидактическая игра «Подберите картинки»

Детям предлагается подойти к демонстрационному мольберту, на котором расположены предметные картинки, и поочередно в верхней строке разложить картинки, в названии которых есть звук [с], а в нижней строке — картинки, в названии которых нет звука [с].

10. Произношение звука [С] в фразах

На демонстрационном мольберте иллюстрация, где изображена девочка, которая едет на санках. Предлагаем детям рассмотреть иллюстрации и рассказываем: «Соня села на санки. Санки скатились по снегу». Закрепляем фразы с детьми сначала коллективно, затем индивидуально.

11. Зрительная коррекция. Дидактические задачи «Отсортируем семена для птичек»

Дети слушают аудиозапись щебетания синички.

Учитель. Видимо, птичка проголодалась. Подберите для нее семена. Вот тарелка с семенами подсолнечника и тыквы. Какие семена любят синицы? (Синички любят семена подсолнечника) Белые семечки отдадим сороке. Каждому ребенку дают одну тарелочку со смешанным семенами и две пустые. Дети сортируют семена подсолнечника и тыквы в отдельные тарелки. Пока дети работают, в аудиозаписи звучит:

Под окошком кормушка

Для сороки и синицы,

Мы семян отберем,

Кормить их пойдем.

Учитель. Возьмем семян на прогулку и покормим птиц.

12. Итог занятия

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

четырнадцать − 14 =

Отправить