Конспект логопедического занятия (постановка звука [р]): «Невероятные приключения с тигренком Риком»

занятия по постановке звука р, конспект занятия по постановке звука рЦель:

Учить воспроизводить вибрацию кончика языка по подражанию.

Создавать четкую артикуляционную позицию и слуховой образ звука [р].

Развивать синхронные действия речеслухового и речедвигательного механизма, самоконтроль, фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, речь.

Расширять знания дошкольников об окружающем мире.

Стимулировать желание детей говорить правильно.

Воспитывать общительность, взаимоотношения, уважение друг к другу.

Материалы: ширма, игрушка тигр, стихи, воздушный змей, мельницы, полоски бумаги, зеркала, таблички гласных звуков (графическое изображение), изображение буквы «Р», панно «Цветные шарики», конверты, предметные картинки.

Ход логопедического занятия в детском саду:

В комнате в углу стоит ширма.

Заходят дети.

Логопед: Добрый день, дети. Мы снова встретились с вами на нашем занятии, и я очень рада этой встрече. А с каким настроением вы пришли? Покажите? (Жесты рукой: большой палец вверху - хорошее, внизу - плохое.

Прекрасно! С таким хорошим настроением и веселыми улыбками мы можем начать:

(Из-за ширмы слышатся звуки: л-л-л-л!)

Логопед: Странно, кто это нам мешает? И при чем здесь звук «л», если мы сегодня будем учиться произносить звук «р».

На ширме появляется игрушечный тигр.

Тигр: Я и говорю л-л-л! л-л-л!

Логопед: Подожди, подожди. Давай сначала познакомимся. Ты кто?

Тигр: Я тигленок Лик!

Логопед: Дети, вы поняли как зовут нашего гостя?

Тигр: не тигленок Лик, а тигленок Лик.

Логопед: Ну что все понятно. Наш тигренок не выговаривает звук «р».

Тигр: Плавда, плавда! Не выговаривает, поэтому и пришел к вам, чтобы научиться. Помогите, плошу вас, а то в лесу все с меня смеются.

Логопед: Ну что, дети, поможем? А заодно и вы поближе познакомитесь с этим звуком и поупражняемся в его произношении.

Но для этого нам нужно отправиться в далекое путешествие в страну Звуколяндию. Как вы думаете, кто в ней живет? (Звуки)

- Верно. Сегодня мы полетим на воздушном змее. Вот он.

Тигр: Боюсь, что никуда мы не полетим.

Логопед: А почему?

Тигр: А потому, что ветла нет.

Логопед: А действительно, ветра не слышно. Но это не страшно. Дети нужна ваша помощь и твоя тигренок тоже. Нам нужно сделать сильный ветер, чтобы поднять вверх воздушного змея. Вы согласны?

- Вот вам мельницы и попробуйте заставить их крутиться. Вместе со мной вдохните воздух через нос, задержите воздух и плавно выдохните (ф-ф-ф).

Тигренок. От такого ветра никакой змей не полетит.

Логопед: А ты не спеши, тоже выполняй с нами это упражнение.

Теперь сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание и сильнее выдыхайте

Уже лучше. Снова сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание и сильный продолжительный выдох.

Молодцы! Положите мельницы и давайте поднимем змея, так как только что научились.

Упражнение «Воздушный змей»

(Воздушный змей поднимается вверх к потолку)

Все закройте глаза, вы чувствуете, как мы летим. Высоко, высоко в небе, мимо нас пролетают птицы, они своим криком приветствуют нас, а внизу шумит море.

(Звукозапись моря)

Вот мы и прилетели. Но почему-то мы не туда попали.

Голос: Добро пожаловать в страну «Зеркал».

Логопед: Кто это говорит?

Голос: Это - я Зеркало!

Логопед: Тогда понятно, почему так называется эта страна. Давайте сядем за столики и проверим эти зеркала настоящие? Смотрите внимательно в свое зеркало и выполняйте движения губами, языком, зубками как написано в стихах.

Артикуляционная гимнастика

Статистические и динамические упражнения

«Улыбка»

Розовые губки улыбаются,

Белые зубки прячутся.

«Хоботок»

Вытяни губки,

 Сделай хоботок.

Будешь как пчелка,

Искать медок.

«Заборчик»

Я - веселая, всем скажу,

Зубов заборчик покажу.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 «Грибок»

Поднимаем язычок,

Будет он во рту грибок.

Досчитаем до пяти,

А потом вниз опусти.

«Вкусное варенье»

Губы языком я,

Нежно оближу:

- Ну и вкусное варенье,

Я тебе скажу.

«Качели»

Язык тянулся к зубам,

К верхним и к нижним.

Как качелями стал,

До облаков долетал.

«Лошадка»

За верхними зубами,

Причмокнул язычок.

Бежит жеребенок за нами:

Цок - цок - цок.

Логопед: Здорово мы повеселились! Пройдя страну «Зеркал»

мы попали в страну «Звукляндию». Нас встречают жители - гласные звуки. (Таблички на которых размещены куклы звуки)

Им будет приятно знать, что вы их знаете. Поэтому споем эти звуки.

Упражнение «Спой звук»

(Логопед показывает табличку, а дети воспроизводят голосом)

А - а-а-а.

О - о-о-о.

У - у-у-у.

И - и-и-и

И т.д.

Логопед: Молодцы! Но что это? Кажется, собирается гроза. Вы чувствуете, как стало холодно. Нам нужно согреться. А у чего можно согреться?

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Огонь»

От трения мягких ладоней,

Как будто огонь печет

Ой, ладошкам горячо,

Это пламя их жжет

(Дети трут ладонь о ладонь)

Логопед: Не знаю, как вы, а я замерзла. У меня уже зуб на зуб попадает (д-д-д)

Упражнение «Барабан»

А попробуйте и вы так.

А теперь давайте еще скорее будем говорить «д-д-д» слегка открытый рот, широкий кончик языка находится за верхними зубами, у альвеол.

(Дети смотрят в свои зеркала)

Произнося звук «д-д-д» поднимаем ко рту полоску бумаги, она должна, при правильном выдохе дрожать.

Положим полоски. Будем поочередно произносить звук «т», «д» (тд-тд-тд) в быстром темпе ритмично.

При многократном произнесении «тд» нам нужно подуть на кончик языка и в этот момент должна возникнуть вибрация.

Давайте попробуем (дети выполняют).

Тигренок: Не так вы глеетесь, вот я побегал и согрелся (движется по ширме)

Логопед: А действительно, давайте и мы подвигаемся.

Физкультминутка

Станем мы на ноги, дети,

Надо нам себя согреть. (Становятся)

Руки все подняли, (вверх)

Облака темные разогнали. (Движения руками)

Наклонились влево, вправо,

Но нам этого мало.

Приседаем веселее,

Вот кажется и стало теплее.

Перейдем на прыжки,

Заходит ребенок –с табличкой буквой «Р»

Логопед: Ты кто?

Ребенок: Я звук «р», который вы так хотели встретить.

Логопед: Наши дети хорошо тебя знают, но видят впервые, и тигренок тоже.

А какой ты?

Ребенок: Я веселый и люблю, чтобы со мной играли.

Логопед: Почему бы нет. Дети вы хотите поиграть? Тогда я буду называть слова и если в слове есть звук «р» вы хлопаете в ладоши, если нет - держите руки на коленях. Готовы?

Дидактическая игра «Поймай звук»

(Слова: рис, лак, сом, ручка, роса, ракета, лето, рама, молоток, золото, кора.)

Ребенок: За то что вы со мной играли, я сделаю вам подарок

(Дает ящик с игрой).

Дидактическая игра «Цветные шарики»

Дети прокатывают шарики. Открывают их, и по очереди называют слово и место нахождения в нем звука «р» (в начале, в середине, конце слова)

Итог. Рефлексия

Логопед: Молодцы! Вы столько полезных упражнений сегодня сделали. Чем мы занимались? Где побывали? Вам было интересно? А чему научились?

Тигр: Я научился произносить звук «р», спасибо вам.

Логопед: Какой ты молодец.

До свидания.

Метки: логопедическое занятие в старшей группе

Похожие материалы: