Цель:
1) упражнять детей в правильном, четком произношении звука [ж] изолированно и в слогах; соотносить со сказочными рисунками, символами, которые помогают уточнить артикуляцию и правильно произносить звук [ж];
2) развивать артикуляционную моторику, мышцы языка, речевое дыхание, фонематический слух, силу голоса, образное и логическое мышление, творческое воображение, внимание и память;
3) воспитывать усердие и настойчивость.
Материал: символы звуков (панно) фишки для звукового анализа, предметные карточки, ватные шарики, микрофон, зеркала.
Ход логопедического занятия в детском саду
1. Подготовка к занятию
(Позвонить в звонок)
Уже звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Поэтому время не теряем
Работу скорее начинаем.
Логопед. — Чтобы глаза засияли огоньком и все у нас на занятии удалось, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
2. Дыхательные упражнения
А теперь мы будем играть, и играя учиться.
Вот зима к нам пришла
И снежные пушинки к нам принесла.
Мы возьмем их, положим на нос
Поднимем чашечкой вверх язык
Медленно и долго будем выдыхать
Чтобы пушинки с носа могли взлетать
Упражнение: «Подуй на снежную пушинку»
— Что это? Что это?
— Все кричат,
— Это снежные пушинки вокруг летят.
(Выполнить упражнение 3-4 раза).
3. Артикуляционная гимнастика
(в стихотворной форме «Язык-волшебник»)
4. Чтение логопедической сказки, ознакомление со звуком [ж]
Пока наш язык отдыхает
Я вам сказку о происшествии звука прочитаю.
Будем учиться тот звук произносить
И его песенку хорошо петь.
Послушайте сказку
Сказка «О приключениях звука [ж]»
Звук [ж] сидел на веточке дерева и пел песенку «ж-ж-ж-ж». А жучок слушал ее и в голос сокрушался: «Какая хорошая песенка, а я не умею так петь». Звук [ж] начал учить этой песенке жучка, но ничего у него не получалось, так как жучок был совсем невнимательным и ленивым.
Прошло много времени, а жучок так ничему и не научился. Тогда пчелка, которая работала рядом и слышала все, рассердилась и сказала: «жу-жу-жу, я тебя быстро научу!» Высунула свое жало и полетела к жучку, жучок испугался и закричал: «ж-ж-ж-ж, я все расскажу». И слетел с веточки дерева.
С тех пор жучок только и поет эту песенку: «ж-ж-ж-ж».
5. Формирование правильного произношения звука [ж] методом подражания, уточнение артикуляции [ж].
Сегодня мы с вами тоже попробуем петь песенку жучка, но сначала нашим губкам, зубкам, языке следует принять правильное положение (такое как для звука [ш], но сделать так, чтобы спел наш голос).
— губы калачиком
— зубы заборчиком
— язык чашечкой
— голос работает
— воздух изо рта выходит теплый.
Игра «Листья шелестят, а жук жужжит»
(Отработка направленной воздушной струи и «включение голоса» ш-ш-ш → ж-ж-ж).
6. Характеристика звука [ж]
— Дети, звук [ж] согласный или гласный?
— Твердый или мягкий?
— Звонкий или глухой?
7. Речевая гимнастика
Игра «Спой как я»
(Дети поют в микрофон)
1) Ж-Ж-Ж (Громко и долго)
2) ж-ж-ж; (Тихо)
Жа-жа-жа;
Жа-жа-жу-жи;
Жа-жу-жа-жи;
Же-же-же-же.
Игра «Добавь состав»
(Логопед говорит чистоговорки, а дети к слову добавляют нужный состав).
8. Развитие фонематического слуха
1). Игра «Звуковая крыша»
Ох, ах, ох, ах! Все звуки хорошо произношу
Все собираемся под крышу
Как услышишь [ж], дружок
Быстро ставь ручки под козырек.
(Логопед образует руками крышу, дети подставляют руки. Логопед произносит разные звуки, дети, услышав звук [ж], убирают из-под воображаемой крыши руку).
2). Игра «Найди место» — определение звука [ж] в словах: жук, жаба, еж, баклажан, морж, уж.
3). Звуковой анализ слова «жук».
9. Развитие мелкой моторики
Кинезиологическое упражнение: «Кулак, ребро, ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений — по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак — ребро — ладонь), произнося их вслух или про себя.