Цель:

Продолжать учить дошкольников выполнять звуковой анализ и синтез слов, четко ориентироваться в понятиях гласный, согласный твердый, мягкий звуки, уметь выделять первый, последний звуки в словах.

Уточнить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду активизировать словарь по данной теме.

Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Демонстрационный материал — посуда, рисунки с изображением посуды; раздаточный материал — отметки звуков, карандаши, точечные рисунки, изображения цифр от 1 до 5, сюжетные рисунки.

Аналогичное логопедическое занятие по лексической теме посуда смотреть здесь.

Ход логопедического занятия в подготовительной группе

I. Организационный момент

Мама оставила задания, а сама ушла на работу. Вам необходимо их выполнить, ведь все вы мамины помощники?

1 грамматическое задание

Я буду показывать каждому по очереди предмет, а вам нужно назвать много предметов. Например: горшочек — горшочки. Назвал — садись на место.

Слова: чашка, блюдце, тарелка, стакан, чайник, сковорода, салатник, миска.

II. Беседа с дошкольниками о посуде

Как, одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда).

Какие предметы посуды вы еще знаете?

Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся при еде? (Ложка, вилка, нож).

В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода, противень, горшок)

Как называется эта посуда? (Кухонная)

2 грамматическое задание

Вот из глубины кувшина я слышу звуки. Дети, я их буду произносить, а вы определите, если он согласный, то поднимите отметку согласного звука, если гласный — гласного.

Звуки: Н, А, Д, О, У, Б, Т, Ж, Е, М, Ч, Г, В, И, Ц. Молодцы.

А какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Перечислите — чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница.

Как называется эта посуда? (Чайная).

Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая).

Назовите столовую посуду — глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатник, солонка, соусница.

III. Выставляются предметы посуды

Дети выходят к демонстрационному столу, берут указанные предметы в руки, обследуют их, потом рассказывают, давая ответы на вопросы. Если однотипной посуды несколько штук, то их сравнивают, определяют общее и отличное.

— Кастрюля с крышкой — из каких частей состоит кастрюля — стенка, дно, крышка, ручки.

— Чайник

— Чашка

3 грамматическое задание

Мама оставила неубранные чашки, но не простые, а со звуковыми метками. Напомните мне, что они означают (гласные, согласные звуки). Эти чашки необходимо выложить в ряд — схему слова того рисунка, который лежит перед каждым. (Во время показа детьми звуковых схем учитель-логопед включает музыку П. И. Чайковского «Вальс феи Драже»)

Сравнение предметов посуды: сковорода и стакан.

IV. Игровые упражнения

4 грамматическое задание

«Подбери слова-действия к предметам»

Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.

Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.

Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают.

Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают.

Логопед выставляет картинки с изображением посуды.

5 грамматическое задание

Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла?

Значит какие они? Металлические.

Аналогично: из пластмассы, стекла, дерева, чугуна, глины.

V. Физкультминутка – подвижная игра «Чайничек»

Посмотрите, на ковре лежат какие-то рисунки, возьмите их и определите первый звук. У кого 1 звук Ч тот и будет чайничек:

Чайник наш шепчет:

«Чай налить хочу»,

А чашки смеются,

В руки не даются.

Пойманные дети присоединяются к чайничку. Игра проводится до тех пор, пока все не станут чайничками.

VI. Игра с мячом

6 грамматическое задание

Сели в круг, выпрямили спинки, положили руки на колени. Дети я буду бросать кому-то мяч и говорить слово, а вы возвращаете его мне, превращая это слово ласкательное, нежное, маленькое.

Работа дошкольников по образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Слова: миска, чашка, тарелка, ложка, горшок, стакан, кастрюля.

Релаксационная игра-эмпатия «Превращаемся в…»

(Чашку, сковородку, ложку). Положили руки на столы, опустили на ручки свои головки. Как вы себе представляете? Какая вы чашка? Из какого материала?

Дидактическая игра «Сосчитай»

К выставленному на доске рисунку присоединяются цифры от 1 до 5. Дети согласовывают числительные с существительными.

Диктант по точкам

Осталось выполнить последнее мамино задание на звание ее помощников. Необходимо соединить точки. Какой рисунок у вас получился? Это конфета.

Итог. Рефлексия

Вопросы к занятию. Ответы детей

Вы слушали музыку П. И. Чайковского «Вальс феи Драже», а сейчас получаете конфеты-драже в награду за свой труд во время занятия.

Молодцы, все справились с заданиями. Вы настоящие мамины помощники и получаете заслуженный сюрприз.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

5 × пять =

Отправить