Цель:
Продолжать учить дошкольников выполнять звуковой анализ и синтез слов, четко ориентироваться в понятиях гласный, согласный твердый, мягкий звуки, уметь выделять первый, последний звуки в словах.
Уточнить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду активизировать словарь по данной теме.
Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: Демонстрационный материал — посуда, рисунки с изображением посуды; раздаточный материал — отметки звуков, карандаши, точечные рисунки, изображения цифр от 1 до 5, сюжетные рисунки.
Аналогичное логопедическое занятие по лексической теме посуда смотреть здесь.
Ход логопедического занятия в подготовительной группе
I. Организационный момент
Мама оставила задания, а сама ушла на работу. Вам необходимо их выполнить, ведь все вы мамины помощники?
1 грамматическое задание
Я буду показывать каждому по очереди предмет, а вам нужно назвать много предметов. Например: горшочек — горшочки. Назвал — садись на место.
Слова: чашка, блюдце, тарелка, стакан, чайник, сковорода, салатник, миска.
II. Беседа с дошкольниками о посуде
Как, одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда).
Какие предметы посуды вы еще знаете?
Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся при еде? (Ложка, вилка, нож).
В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода, противень, горшок)
Как называется эта посуда? (Кухонная)
2 грамматическое задание
Вот из глубины кувшина я слышу звуки. Дети, я их буду произносить, а вы определите, если он согласный, то поднимите отметку согласного звука, если гласный — гласного.
Звуки: Н, А, Д, О, У, Б, Т, Ж, Е, М, Ч, Г, В, И, Ц. Молодцы.
А какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Перечислите — чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница.
Как называется эта посуда? (Чайная).
Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая).
Назовите столовую посуду — глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатник, солонка, соусница.
III. Выставляются предметы посуды
Дети выходят к демонстрационному столу, берут указанные предметы в руки, обследуют их, потом рассказывают, давая ответы на вопросы. Если однотипной посуды несколько штук, то их сравнивают, определяют общее и отличное.
— Кастрюля с крышкой — из каких частей состоит кастрюля — стенка, дно, крышка, ручки.
— Чайник
— Чашка
3 грамматическое задание
Мама оставила неубранные чашки, но не простые, а со звуковыми метками. Напомните мне, что они означают (гласные, согласные звуки). Эти чашки необходимо выложить в ряд — схему слова того рисунка, который лежит перед каждым. (Во время показа детьми звуковых схем учитель-логопед включает музыку П. И. Чайковского «Вальс феи Драже»)
Сравнение предметов посуды: сковорода и стакан.
IV. Игровые упражнения
4 грамматическое задание
«Подбери слова-действия к предметам»
Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.
Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.
Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают.
Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают.
Логопед выставляет картинки с изображением посуды.
5 грамматическое задание
Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла?
Значит какие они? Металлические.
Аналогично: из пластмассы, стекла, дерева, чугуна, глины.
V. Физкультминутка – подвижная игра «Чайничек»
Посмотрите, на ковре лежат какие-то рисунки, возьмите их и определите первый звук. У кого 1 звук Ч тот и будет чайничек:
Чайник наш шепчет:
«Чай налить хочу»,
А чашки смеются,
В руки не даются.
Пойманные дети присоединяются к чайничку. Игра проводится до тех пор, пока все не станут чайничками.
VI. Игра с мячом
6 грамматическое задание
Сели в круг, выпрямили спинки, положили руки на колени. Дети я буду бросать кому-то мяч и говорить слово, а вы возвращаете его мне, превращая это слово ласкательное, нежное, маленькое.
Работа дошкольников по образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Слова: миска, чашка, тарелка, ложка, горшок, стакан, кастрюля.
Релаксационная игра-эмпатия «Превращаемся в…»
(Чашку, сковородку, ложку). Положили руки на столы, опустили на ручки свои головки. Как вы себе представляете? Какая вы чашка? Из какого материала?
Дидактическая игра «Сосчитай»
К выставленному на доске рисунку присоединяются цифры от 1 до 5. Дети согласовывают числительные с существительными.
Диктант по точкам
Осталось выполнить последнее мамино задание на звание ее помощников. Необходимо соединить точки. Какой рисунок у вас получился? Это конфета.
Итог. Рефлексия
Вопросы к занятию. Ответы детей
Вы слушали музыку П. И. Чайковского «Вальс феи Драже», а сейчас получаете конфеты-драже в награду за свой труд во время занятия.
Молодцы, все справились с заданиями. Вы настоящие мамины помощники и получаете заслуженный сюрприз.