Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе: «Морское приключение»

логопедическое занятие в старшей группе, конспект логопедического занятия в старшей группеПрограммное содержание:

Продолжать учить детей выполнять логопедические артикуляционные упражнения, строить игру по предварительному плану сюжета, составленному коллективно.

Развивать речевое дыхание, активность во время обсуждения и реализации игровых замыслов.

Формировать умение распределять роли, пользуясь правилом поочередного выполнения их и внимательно относясь к предложениям товарищей.

Развивать связную речь, логическое мышление, мелкую моторику рук, слуховое внимание.

Воспитывать интерес и уважение к профессии врача, желание приобщаться к этому труду в игре.

Прививать любовь к окружающему, желание сохранять природу в чистоте, заботиться об окружающей среде.

Словарь: краб, дельфин, акула, кит, медуза, черепаха, белый халат, шприц, термометр, стетоскоп, микстура, море, побережье, пляж, природа.

Атрибуты: белый халат, врачебный ящик с шприцом, стетоскопом, термометром, микстурой. Большой кусок голубой ткани, 6 маленьких кусочков ткани, 6 наголовников (с изображением кита, дельфина, акулы, краба, медузы, черепахи) морская звезда, чайка (рисунки). Карандаши, красные резинки на руку, артикуляционные упражнения в картинках, маленькие резиновые мячики с шипами или орехи. Поднос – галька, ракушки, бумажки-фантики, палочки от мороженого, крышечки с водой, стеклянные шарики камешки.

Подготовительная работа: Беседа с дошкольниками о профессии врача. Рассматривание серии иллюстраций «Профессия – врач». Экскурсия в больницу и встреча с врачами. Беседа с детьми о различных заболеваниях и путях их лечения. Изготовление атрибутов для игры. Обсуждение проблемной ситуации «Что бы ты сделал, если бы поранил руку?», ознакомление с содержанием групповой аптечки. Посещение медицинского кабинета детского сада. Чтение стихов Корнея Чуковского «Доктор Айболит», «Бармалей». Проведение дидактической игры «Вылечи домашнее животное». Ознакомление с артикуляционными упражнениями и ежедневное их выполнение. Выполнение упражнений на развитие речевого дыхания.

Ход логопедического занятия в старшей группе

I. Под шум моря дети заходят в зал и садятся на разложенные подушки.

Логопед. – Представьте себе, что мы сидим на берегу моря, по морю плывет пароход, под водой множество его жителей, слышим, как плещутся волны, легкий ветерок дует нам в лицо.

- А что это такое ветер? – это движение воздуха.

- Ветер может сдвинуть с места перышко, камень, дом? Почему?

- Мы тоже можем создать свой ветерок, но у нас будет не простой ветерок, а языковой. Он называется языковым, потому что звуки образуются благодаря правильному дыханию.

Упражнения с детьми на дыхание

Итак,

1. Язык лежит на нижней губе, дуем на кончик языка, язык при этом:

v Ровный

v Загнутый вверх

v Загнутый вниз

Каждый выдох повторяем 5 раз, следим, чтобы язык был широкий.

2. Взяли небольшие кусочки ткани, представили, будто это парус на лодочке, язык широкий на нижней губе:

v Держим ткань в правой руке

v Держим ткань в левой руке

v Держим ткань двумя руками

Каждый выдох повторяем 5 раз, следим, чтобы язык был широкий.

Всколыхнулось море, поднялись волны.

3. Язык остается на нижней губе и все вместе дуем на большую ткань.

II. Дети сдули большую ткань и видят наголовники с морскими существами.

- Логопед – Дети, в море и на побережье есть много жителей, а как они называются, и кто именно здесь живет, узнаем, когда отгадаем.

Загадки о морских обитателях.

Живет на суше и в воде,

Еле ползет, потому что домик везет.

В воде становится быстрая.

(Черепаха)

Его дом – океан

Со спины у него бьет фонтан. (Кит)

Только мимо нас проплыли,

Поиграли и уплыли.

Среди волн мелькают спины,

Дети, кто это? (Дельфины)

Зубы в пасти в три ряда.

Это целая беда.

Этот хищник знаменит,

Тем, что он - морской бандит.

(Акула)

Юбка, щупальца от пуза,

Как желе - плывёт .... (медуза)

У них рубашки костяные.

Имеют клешни, восемь ног.

И бегут они всегда

Боком-боком, где вода.

(Краб)

Загадку загадывает тот, кого укажет логопед, кто отгадал, берет наголовник, надевает его и садится на место.

Грамматическое задание

Назовите еще раз обитателей моря и побережья. Выберите каждый свой первый звук в названии. Посмотрите, вот пароход везет в своих каютах буквы, найдите каждый свою, возьмите ее и найдите такую же на спинке стульчика там и будет ваше место. Положите буквы на край стола. Сели, успокоились.

III. Развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика.

Логопед. А еще на морском дне живет вот такое животное:

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (морская звезда)

У деток тоже пять пальчиков, превратим их в морских звезд. Наденьте на правую руку красные резиночки. Работают обе руки, воспроизводят все о чем говорится в стихотворении по показу логопеда.

Лучи звезда раскрыла

И тихонечко закрыла

И поочередно раскрывает

Лучи свои и прячет.

Потянулась, поднялась,

Вниз и вверх сложилась.

Лучами шевельнула

Морскую воду всколыхнула.

- А теперь в правую руку возьмем карандаш. Покатаем его по столу словно по морскому дну. А теперь левой рукой. Послушаем как шуршит песок или морские камушки – галька. Еще раз правой и левой рукою3-4 раза.

v Веселые дельфины любят играть и выскакивают из воды, все любуются ими, а художник захотел нарисовать. И мы с вами нарисуем их.

v Развитие слухового внимания. Вот летит чайка, она подает голос, мы слышим звуки. Постучите по столу столько раз, сколько подаст голос чайка. (Дети стучат незаостренною стороной карандаша).

v И вот начался тихий дождик. Воспроизведите его, стуча по столу незаостренною частью карандаша. Сначала тихий дождик, теперь сильный, опять тихо. Положите карандаш на край стола.

v Чайка полетела искать пищу, но оставила нам пакет. Артикуляционные упражнения по показу рисунка. Последнее упражнение «Змея».

Физ.минутка

На побережье светит солнышко, дует приятный ветерок и всем хочется отдохнуть, полежать на морском побережье.

Дети лягте на спинки и представьте себя на месте каждого морского обитателя (дети изображают их руками и всем телом)

1. Акула плывет и щелкает зубастой пастью.

2. Огромный кит выпускает фонтан ф-ф-ф.

3. Над морем чайка летит, высматривает вкусную рыбку.

4. Перевернитесь на животики. Вот черепаха вылезла на песочек погреться.

5. Дельфины то погружаются под воду, то появляются.

6. Крабик перебирает своими лапками, спешит нырнуть в море.

IV. Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Ой, что-то нашему киту нехорошо, видимо перегрелся на солнышке. Друзья, помогите ему сесть на удобное место. Необходимо быстро оказать ему медицинскую помощь.

Распределение ролей.

Дети, я знаю, что дельфины не оставляют друг друга в беде, да и не раз спасали людей. Пусть и наш дельфин будет врачом. Выбери себе помощника – медсестру. Поскольку у нас произошло такое необычное событие, необходимо его осветить в прессе, ты будешь телерепортером.

Обсуждение ролей:

Какой должен быть врач - умный, решительный, смелый, чистоплотный.

Какая должна быть медсестра-заботливая, умная, ответственная, внимательная.

Какие должны быть друзья-искренние, добрые, верные, преданные.

Какой телерепортер-внимательный, честный, любознательный, умный.

Диалог 1.

На берегу.

Друг 1: Что-то нашему другу киту нехорошо. Надо ему дать шоколаду, он станет веселее.

Друг 2: Нет, необходимо вызвать врача, чтобы не навредить. Звони 03.

Диалог 2.

Друг 1: Быстренько приезжайте на центральную часть нашего берега.

Врач: Говорите четче адрес.

Друг 1: Он находится на юге, а дальше начинается море.

Врач: Что случилось?

Друг 2: Нашего друга укусила морская змея и он испытывает боль и тошноту.

Врач: Сейчас будем, ждите.

Диалог 3.

Врач осматривает больного, слушает статоскопом.

- Где болит?

Кит: Вот здесь (указывает на укушенное место).

Медсестра: Поднимите руку, надо измерить температуру. На больное место наложим компресс.

Врач: Мне все понятно. Больной нуждается в медицинской помощи. Медсестра сделайте киту укол и дайте микстуру.

Медсестра: Сейчас надо потерпеть.

Телерепортер: Сейчас вы услышите свежие новости нашего города. Сегодня случилась вот какая история. Кита укусила змея на центральной части северного берега. Она произошла из-за неосторожного поведения в воде. Скорая помощь прибыла вовремя и оказала необходимую помощь. Сейчас мы спросим у врача и медсестры как правильно действовать в воде, когда что-то произошло.

Памятка как действовать при купании

1. Купаться можно только в местах специально для этого оборудованных: чистое, проверенное дно, присутствие спасателей, лодки.

2. Не следует пугаться, впадать в панику.

3. Быстро позвонить 03 и четко назвать место пребывания потерпевшего.

4. До приезда скорой больному подложить под голову одежду и оказать первую неотложную помощь согласно полученной травмы.

Врач: Но я вижу, что больной нуждается в помощи еще одного специалиста. Чтобы он начал разговаривать необходимо сделать массаж щек и языка. А всем остальным для профилактики массаж рук.

Логопед делает массаж одному ребенку лого-шпателями, все остальные орешком массируют ладони.

Все закончилось хорошо. И какое морское приключение без рыбалки.

Игра «Аквариум – рыбалка»

Посмотрите - вот аквариум с рыбками, каждая приготовила вам задание под номером. Поэтому друзья, давайте пойдем на рыбалку, каждый подойдет, поймает рыбку и примет соответствующий конверт с той цифрой, которая изображена на рыбке (картинки из дидактической игры «Звукоподражательные и голосовые упражнения»). Ребенок переворачивает конверт и все вместе выполняют задания. Все дети стоят полукругом вокруг аквариума.

Итог. Рефлексия

- Дети, где живут наши герои? В море и у моря.

Море для них их родной дом. А у вас есть дом?

- Он какой?

- Вы хотите жить в чистом или грязном доме? Вот, посмотрите, какой пляж оставили после себя отдыхающие.

- Как вы думаете крабу и медузе, черепахе и дельфину приятно, радостно жить в таком доме? Нет.

Необходимо им помочь и убрать. Выбросить мусор в мусорное ведро. Мы все просим вас не мусорите, берегите природу.

Метки: логопедическое занятие в старшей группе, логопедическое занятие