Вид (форма): тематическое коррекционное занятие с использованием нетрадиционных и инновационных методов и приемов.
Цель:
Формирование речевой компетентности у детей с заиканием.
Совершенствование моторной сферы ребенка.
Развитие психических функций: слухового внимания, двигательной памяти, эмоциональной сферы.
Задачи:
Совершенствование слитности и плавности речи у дошкольников.
Развитие просодических компонентов речи: темпа, ритма, высоты.
Развитие речевого дыхания.
Активизация словарного запаса по лексической теме «Осень».
Совершенствование связной речи.
Формирование навыков мышечной релаксации по контрасту с напряжением.
Развитие навыков координации, переключаемости, плавности движений.
Развитие общей и мелкой моторики рук и мимической мускулатуры лица.
Развитие и активизация внимания, зрительно-пространственной ориентации.
Закрепление навыков подражания и перевоплощения. Развитие музыкального слуха.
Продолжать учить детей различать разный характер музыки и передавать его движениями и песней.
Развитие чувства коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование: волшебное дерево, маски-листья, сундук, «Су — Джок», шарики, схемы, шумовые музыкальные инструменты.
Ход логопедического занятия в детском саду
Звучит спокойная музыка. В зал входят дети.
Приветствие
Логопед: Какие все хорошенькие, как солнышко, как прекрасно сияют глаза, румяные щечки розовеют. У вас хорошее настроение? (Ответ детей)
Логопед: Вместе с гостями к нам еще кто-то пожаловал. Как вы думаете, кто это? Посмотрите вокруг. (Ответ детей «Осень»)
Осень – волшебница принесла нам что-то интересное.
У нас в детском саду появилась новая вещь
Такая удивительная, вот видите? – Сундук!
Не понятно для чего она.
Возможно этот сундук у нас волшебный?
Интересно, а что внутри в нем.
Откроем и посмотрим, малыши, поскорей!
(Открывают сундук и достают маски. Одевают)
Логопед: Осень – волшебница приглашает вас на осенний карнавал, и словно фея добра делает вам подарки, чтобы вы могли попасть на бал. Слушайте внимательно.
I. Вводное упражнение
Упражнение на внимание: «Ветер и ветерок»
На громкую музыку дети бегают по залу на носочках;
На тихую-кружатся и приседают.
II Основная часть занятия
Психогимнастика: «Волшебный цветок»
Логопед: Цветок утром просыпается,
Днем тянется к солнышку,
А вечером засыпает.
(Дети выполняют движения)
Упражнение на дыхание: «Цветок»
Упражнение на релаксацию по контрасту с напряжением «Станем деревьями»
(Дети показывают соответствующие движения)
Станем деревьями сильными, большими.
Ноги – это корни, их расставим шире,
Чтобы держать дерево, падать не давать,
Из глубин далеких воду добывать.
Тело наше – крепкий ствол,
Едва он шатается,
И своей верхушкой острой
В небо упирается.
Наши руки – это ветви,
Крону вместе создают.
Вместе им совсем не страшно,
Когда ветры сильно дуют.
Дышим легко…ровно…глубоко…
Коммуникативная игра «Веселые ножки»
Путешествовали ножки прямо по дорожке
И встретили друга наши маленькие ножки.
Добрый день, добрый день,
Добрый, добрый, добрый день!
Посмотри вокруг и другу улыбнись.
Посмотри вокруг голову наклони.
Побежали наши ножки прямо по дорожке
И встретили друга наши маленькие ножки.
Попрыгали ножки прямо по дорожке
И встретили друга наши маленькие ножки.
Логопед: Вот каждый из вас нашел себе друга. Можно снять маски. Только мы встретили на маскараде новых друзей, как пожаловал осенний дождь.
Упражнение на координацию темпа и ритма: «Капля»
Капля раз. (Один прыжок)
Капля два. (Один прыжок)
Капли капают слегка. (Четыре прыжка)
А дальше, дальше, дальше
Мы быстро попрыгали. (Шесть прыжков)
Зонтики мы открыли. (Развели руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (Соединили руки)
Самомассаж «Су — Джок»
Логопед: Возьмем мы все «Су — Джоки»
И потрем ими руки.
Палочку в руках катаю, (Дети выполняют самомассаж и одновременно проговаривают)
Между ладошками кручу
Пальцы все свои сразу
Быть послушными научу!
Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики
«улыбка»
«часы»
«качели»
«футбол»
«марафон»
Фонетическая ритмика «Голоса осени»
С мимическими упражнениями дети выполняют нужные движения и произносят звуки, слоги, слова, фразы:
а-а-а а-а-а-осень в наш край пришла;
у-у-у-у-у-у — начинает осень игру;
и-и-и-и-и — часто идут грибные дожди;
ы-ы-ы-ы-ы-ы — дуют прохладные ветры;
е-е-е-е-е-е — всюду листья золотые;
ш-ш-ш-ш-ш-ш — ветер листья шелестит;
ша-ша-ша и ши-ши-ши — листья шепчутся в тиши.
Упражнение на дыхание
Дышим ровно…легко…глубоко…
Мы говорим смело,
Верно, четко и красиво.
Мы не спешим,
Слов мы не глотаем.
III Заключительная часть
Логопед: Мы сейчас возвращаемся
Из карнавальной страны.
Там были герои вежливые,
Наверное, вы такими будете
Ничего не забудете.
Время идти в группу нам.
«До свидания» гостям.