Цель:

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи; развивать системность мышления и воображения в процессе расширения знаний и представлений детей о весне, приметы весны, развивать и активизировать память, умение вслушиваться в обращенную речь.

Тренировать плавный длительный выдох.

Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.

Воспитывать способность удивляться, свободно передавать свои эмоции.

Воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе, создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на занятии.

Оборудование: иллюстративный материал к теме «Весна», игрушка «Лунтик», цветы в вазе, парные картинки, фланелеграф, плоскостные картинки (дерево, зеленые листочки, проталины, травка, подснежники, мать–и–мачеха, солнышко, дождевые облака, птиц), видеоролик, телевизор, DVD проигрыватель.

Ход логопедического занятия в детском саду

I. Организационный момент

Дети входят в кабинет и здороваются друг с другом, выполняют упражнение, направленное на улучшение эмоционального настроения детей, на развитие общей и мелкой моторики.

С добрым утром, глазки! (Поглаживание век)

Вы проснулись? (Соединить большой и указательный пальцы)

С добрым утром, ушки! (Поглаживание ушей)

Вы проснулись? (Прикладывание ладоней к ушам)

С добрым утром, ручки! (Поглаживание кистей рук)

Вы проснулись? (Похлопать в ладоши)

С добрым утром, ножки! (Поглаживание бедер)

Вы проснулись? (Потопать ногами)

С добрым утром, солнце! (Развести руки в стороны)

Мы проснулись! (Широко улыбнуться)

Дети, улыбнитесь друг другу и хорошим настроением поделитесь!

Теперь мы бодры, веселы, здоровы и можем начинать занятие.

II. Актуализация опорных знаний и умений

Дети, послушайте загадку и попробуем ее отгадать

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня …. (Весна)

Верно, дети, это – весна. О каких приметах весны говорится в загадке?

III. Дыхательное упражнение «Весенний ветерок»

Дети, представим, что мы деревья. Ноги — наши корни (они крепко держат дерево, чтобы оно не упало). Туловище — это ствол, руки — ветви, пальчики — листочки. Вдруг налетел весенний, теплый, приятный ветерок.

(Логопед произносит стихотворение, дети выполняют упражнения на дыхание)

— Тихонько дует ветерок…

— Он тучки разгоняет…

— Он травку наклоняет…

— Ветер силу набирает…

— Он деревья наклоняет…

Дети легонько дуют на пальцы рук, которые имитируют шелест листьев на деревьях

(Дети руками разгоняют в небе тучи, легко дуя вверх, чтобы образовался звук [ф-ф-ф].)

(Дети имитируют наклон травы во время ветра, произнося звук [х-х-х].)

(Дети делают круговые движения руками, сильно выдувая воздух.)

(Дети наклоняются вперед, произнося звук [ш-ш-ш] на выдохе.)

IV. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом

В гости к бабушке приехали внуки: толстые (надуваем щеки), и худые (втягиваем щеки). Бабушка очень любила малышей и всегда их угощала вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье») После еды, как положено, дети почистили свои зубки (упражнение «Чистим зубки»).

Внуки очень любили свою бабушку и всегда ей помогали по хозяйству, и сегодня они покрасили потолок в бабушкиной старой хате (упражнение «Маляр»). Потом вышли на улицу и вскопали грядки, ведь пришла весна и пора работать на огороде (упражнение «Лопатка»).

Хорошо поработав, дети выбежали поиграть. Сначала они качались на качелях (упражнение «Качели»). Потом катались на лошадях («упражнение «Лошадка»). Игрались малыши, пели песни: «ля-ля-ля-ля», играли на музыкальных инструментах – вначале на флейте (упражнение «Трубочка»), а затем на барабане (упражнение «Барабан»).

А вот и вечер наступает, и нашим подбегающим внучатам пора ехать домой, они садятся в большой автобус и едут «дыр-дыр-дыр».

Приложение. Упражнения артикуляционной гимнастики

(упражнение «Вкусное варенье» – улыбнуться, открыть рот кончиком языка облизываем сначала верхнюю губу от уголка до уголка, а затем нижнюю губу.

упражнение «Чистим зубки» – улыбнуться, кончиком языка «чистим» сначала верхние зубки, а потом нижние изнутри.

упражнение «Маляр» – улыбнуться, открыть рот и «покрасить» широким кончиком языка твердое небо. Язык двигать вперед-назад.

упражнение «Лопатка» – улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внешней стороны и удерживать его в таком положении на счет до 5.

упражнение «Качели» – улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем поднять к верхней. Повторять такие движения 10 раз.

упражнение «Лошадка» – улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

упражнение «Трубочка» – улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и положить на нижнюю губу, язык сложить в «трубочку», удерживать на счет до 5.

упражнение «Барабан» – улыбнуться, открыть рот, широким языком ударяем по твердому небу и произносим ударяя «д-д-д»).

V. Сюрпризный момент «Лунтик»

Слышен звук падающего предмета. Учитель-логопед обращает внимание детей на звук, предлагает посмотреть, что это упало. Дети находят Лунтика, который сидит в луже.

Организует беседу.

Узнали вы дети, кто это? (Лунтик)

Где сидит Лунтик?

Что такое «лужа»? Объясните, после чего бывают лужи?(Ответы детей)

Дети, попробуйте, лапы Лунтика. (Они мокрые). Почему они мокрые? (Ответы детей).

Хорошо ли это или плохо, что лапы мокрые? (Ответы детей).

Как предотвратить болезни? Как помочь Лунтику?

Учитель – логопед вместе с детьми вытирают Лунтику лапы, накрывают его одеялом, угощают «чаем».

Дети, как вы уже знаете, Лунтик — житель другой планеты. (Луны) Он очень мало знает о нашей планете, о том что происходит в природе на Земле. Поэтому он и попал в такую неожиданную ситуацию. Давайте мы расскажем ему о поре года, которая наступила, вспомним все о приметах весны, чтобы это запомнил Лунтик и был готов к изменениям, которые происходят в природе весной. А поможет нам в этом Телевизор-волшебник, который давно живет в нашей группе и помогает вам знакомиться с окружающим миром.

Дети просматривают видеоролик о весенних изменениях в природе.

VI. Дидактическая игра «Чем был, чем будет?»

Только что вы просмотрели фильм об изменениях в природе весной. Сейчас мы расскажем Лунтику о том, как все в мире может меняться.

Когда-то все дети станут взрослыми: женщинами и мужчинами. Так же и в природе все растет, развивается. Рассмотрите рисунки, что лежат перед вами и найдите им пары. (Семя – росток, бутон – цветок, почка – лист)

VII. Дидактическая игра «Цветок?»

Посмотрите, какие красивые цветы в вазе! Что мы можем о них сказать? (Цветы приятно пахнут – душистые, ароматные, лепесточки у них тоненькие, маленькие, нежные)

VIII. Релаксация

Дети ложатся на ковер вместе с Лунтиком. Закрывают глаза, отдыхают и слушают учителя-логопеда.

Я – подснежник беленький, и первый весной

Скажу я вам, родненькие: «Конец зиме такой!»

Из-под снега мой листочек к солнцу протяну,

И нежный мой колокольчик будет приветствовать весну!

Дети потягиваются, встают и продолжают работать.

IХ. Работа с фланелеграфом, составление картины «Весна»

Дети, художники тоже очень любят рисовать весну, ее неповторимую нежную, разноцветную красоту.

А вы хотите создать свою неповторимую картину? (Дети отвечают) Предлагаю вам побыть маленькими мастерами и сделать весеннюю картину.

Учитель – логопед раскладывает плоскостные картинки (дерево, зеленые листочки, проталины, травка, подснежники, мать–и–мачеха, солнышко, дождевые облака, птицы). Дети выбирают картинки, располагают на фланелеграфе.

Логопед. Очень красивая картина получилась у вас. А давайте подарим фотографию этой картины Лунтику на память? Глядя на нее он будет вспоминать этот замечательный, интересный, весенний день, который провел с нами. Согласны?

Х. Итог занятия. Оценка работы детей

Наше логопедическое занятие подошло к завершению.

Дети, что вам понравилось больше всего?

Все ли у вас получалось?

Нашему гостю пора идти к своим друзьям в мультфильм. Давайте проведем его и пожелаем всего наилучшего.

Дети вместе с мультипликационным героем выходят из кабинета.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

15 + шестнадцать =

Отправить