Цели:

Закреплять знания детей о символах и карте России.

Учить ориентироваться на листе в клетку, держать правильно карандаш.

Учить проводить беспрерывные линии, штриховать прямыми линиями (горизонтальными и вертикальными).

Закреплять навыки работы с бумагой (оригами), умение пользоваться ножницами и вырезать по контуру.

Развивать координацию движений с речевым сопровождением, выразительность речи, эмоциональность, артистичность, мимику.

Развитие психических процессов (память, внимание, логическое мышление), умение работать в парах.

Развивать общую и мелкую моторику рук.

Воспитывать навыки сотрудничества, дружеского отношения друг к другу, чувства любви и патриотизма к своей стране.

Оборудование: знаки-эмблема 10 штук, карта, 10 штук листов голубого цвета форматом А4, карта-пазл, 10 штук листов в клеточку, ножницы, подставка для флага, тарелки с материалом для выкладывания (дерево, уголь, пшеница, изюм, семечки), 10 цветов на резинках, простые и цветные карандаши.

Подготовительная работа: знакомство с географической картой России, ее частями, природными ресурсами.

Ход логопедического занятия в старшей группе

1. Организационный момент

Логопед. Сегодня я предлагаю вам поиграть в интересную игру. А для этого вам нужно быть внимательными, ловкими, дружными. Верными помощниками в этих играх будут пальчики. Покажите, пожалуйста, свои руки. Сколько у вас пальчиков?

Ответы детей.

Логопед. Это много! Но, для того, чтобы выполнять задания, мы должны быть все вместе и наши пальчики должны подружиться. Пусть каждый из вас протянет свою руку соседу и ваши пальчики поздороваются и обнимутся.

Дети протягивают руки друг другу и их пальчики «здороваются», затем «обнимаются».

Логопед. Вот наши пальчики и подружились. Теперь мы готовы к игре.

Звучит песенка из мультфильма «Фиксики». Раздается плач. Входит Дим Димыч с размытой картой России.

Дим Димыч. Ой, ой, ой! Что же я наделал? Теперь мне попадет от папы.

Логопед. Кто же это?

Дим Димыч. Это — я, Дим Димыч. Я играл за папиным столом и случайно разлил сок, а там лежала карта и она испачкалась и теперь на ней ничего нельзя понять. Что же мне теперь делать? Ведь меня папа накажет!

Логопед. Поможем Дим Димычу восстановить карту, ребята?

Ответы детей.

Дим Димыч. Только это карта не простая. Это карта нашей страны. А вы знаете, в какой стране мы живем?

Ответы детей.

Логопед: Не расстраивайся Дим Димыч. Ничего страшного. Мы тебе поможем. Правда, ребята? Но для этого мы должны превратиться в самых знающих и умных человечков на свете. А это всем нам знакомые ?!…

Звучит музыка из м/ф «Фиксики».

Ответы детей.

Дим Димыч. Я слышал, что есть такие помощники.

Логопед. Фиксики – маленькие всезнайки. И, мы сейчас превратимся в них. А для этого каждый из вас должен взять эмблему фиксиков и пристегнуть ее к пуговице на своей одежде.

Дети выбирают эмблему и пристегивают ее к пуговице на одежде.

Дим Димыч. Ну, что получилось?

Показывает знак фиксиков из 3-х пальцев.

Дети повторяют.

Логопед. Нам предстоит выполнять много заданий и лучшими помощниками нам будут руки, ушки и глаза. А гимнастика для глаз и пальчиков подготовит нас к игре.

2. Гимнастика для глаз и пальчиков «Наши помощники»

Ушки, ручки и глаза – наши верные друзья.

Глазками посмотрим влево, глазками посмотрим вправо.

Круг глазами проведем и на ручки перейдем.

Чтоб выкладывать, писать, нужно пальчики размять.

Каждый пальчик мы потрем, разогреем и согнем.

Будут пальчики играть и нам в играх помогать.

Логопед. Для того, чтобы помочь Дим Димычу восстановить карту, мы должны с высоты посмотреть какая она Россия? А как мы можем это увидеть? На чем мы можем отправиться в полет?

Ответы детей.

Дим Димыч. А вы знаете, как делать самолетики? Тогда давайте вместе с вами сделаем.

3.Игра «Сделаем самолетик» (оригами)

Дети делают самолет по показу Дим Димыча.

Дим Димыч. Получилось?

Показывает знак фиксиков из 3-х пальцев.

Дети отвечают и показывают знак. Звучит музыка из м/ф «Фиксики».

Дим Димыч. Тогда отправляемся в полет! Приготовились! Полетели!

4. Словесная игра «Самолетик наш летит»

Самолетик наш летит

С высоты на все глядит.

Отвечай скорее ты,

Что увидел с высоты?

5.Игра «Что ты увидел?»

Дети с самолетиком в руках обходят карту России с речевкой, рассматривают карту и отвечают, что они увидели.

Логопед. Что ты увидел?

Ответы детей.

Дим Димыч. Посмотрите, Россия делится на много частей. Это пригодится нам при составлении карты.

Логопед. А чтобы лучше запомнить карту, давайте ее сфотографируем. Взяли фотоаппараты.

Дети из пальчиков делают фотоаппарат и «фотографируют».

Дим Димыч. Все успели сделать кадры? А вот и фотографии на столе. Проходите за столы и доставайте их из конвертов.

6. Игра «Соедини точки» (контур карты России)

Дим Димыч. Перед вами не проявленные фотографии. Чтобы они превратились в настоящие фотографии, нужно соединить все точки одной непрерывной линией и тогда фотография будет хорошо видна. Но сначала мы разомнем наши пальчики.

7.Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Пальчик раз, пальчик два –

Наши верные друзья.

Третий пальчик мы добавим,

Карандаш писать заставим.

Дети простыми карандашами соединяют точки по контуру карты.

Дим Димыч. Получилось?

Показывает знак фиксиков из 3-х пальцев.

Дети отвечают и показывают знак. Звучит музыка из м/ф «Фиксики».

Дим Димыч. А давайте сделаем из ваших фото фотосессию и развесим в нашем выставочном уголке.

Дети развешивают свои работы.

8. Игра «Составь карту» (составление карты из частей)

Логопед. А теперь мы можем приступать к составлению карты. Обратите внимание на цвет своих эмблем и найдите свою пару с эмблемой такого же цвета. Каждая пара возьмет часть карты такого же цвета и из этих частей вы должны составить карту. Приступайте к работе.

Дети составляют карту из 5-ти цветных частей.

9. Игра «Живая карта» (выкладывание с помощью материала)

Логопед. Чтобы карта получилась полной, вы должны каждую часть выложить материалом, который находится в тарелках такого же цвета. Команда зеленых! Проходите и забирайте свой материал (черных, желтых, оранжевых, синих, красных, фиолетовых).

Каждая команда подходит и забирает необходимый материал для выкладывания.

Логопед. Приступайте к выкладыванию. Выкладывать нужно аккуратно, по контуру, не выходя за границу.

Дим Димыч. Получилось!?

Показывает знак фиксиков из 3-х пальцев.

Логопед. У каждой страны есть главный символ, который отличает их друг от друга. Какой же главный символ нашей страны? (Флаг) Вы знаете из каких цветов состоит наш флаг?

Ответы детей.

Логопед. Давайте и мы нарисуем флаг нашей страны. Писать мы будем по клеточкам. Для этого мы должны внимательно считать клеточки и слушать. Проходите и садитесь за столы. Перед вами лист бумаги с точкой, от которой мы и начнем рисовать.

10. Пальчиковая гимнастика «Пишем мы всегда красиво»

Логопед. Но сначала мы вспомним, как нужно писать.

Дети вместе с логопедом и Дим Димычем проговаривают слова, сопровождая их движением.

Пишем мы всегда красиво

Четко и неторопливо.

Чисто, ясно и понятно,

Чтобы было всем приятно.

11. Графический диктант «Флаг России»

12. Штриховка вертикальными линиями флага

(Вертикальными и горизонтальными линиями индивидуально)

Дим Димыч. Давайте получившийся флаг вырежем и прикрепим к палочке, чтобы получился настоящий флаг.

Дети вырезают флаг и крепят к заготовке.

Дим Димыч. А теперь каждый возьмет свой флаг и поставит на карту.

Дети ставят флаги на карту.

14. Итог занятия

Логопед. А теперь, свои цветы посадите на карту, чтобы наша страна процветала и мы бы жили мирно и счастливо.

Дети ставят цветы с пальчиков на карту.

Логопед. Ну что, Дим Димыч, такая карта была у твоего папы?

Дим Димыч. Да, точь в точь! Только пусть эта карта остается вам. А я ее сфотографирую и сей час же распечатаю, чтобы к приходу папы карта была настоящая.

Логопед. Ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли Дим Димычу восстановить карту. Вы – настоящие друзья. Оставайтесь всегда такими настоящими фиксиками, готовыми прийти на помощь другу.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

2 × 3 =

Отправить