Цель:
Закрепить характерные приметы осени, ее периоды.
Закрепить знания детей о постепенных изменениях в природе под влиянием похолодания.
— обогащать словарный запас дошкольников словами из лексической темы «Осень»
Тренировать детей в образовании и подборе прилагательных к существительным и согласовании их в роде и числе.
Подбирать названия действий к словам-существительным.
Формировать понятие о многозначности слов: учить словообразованию сложных слов.
Обучать сравнительной степени предметов.
Воспитывать направленность к изменениям грамматических слов, путем сравнения единственного и множественного числа.
Учить детей правильно строить сложносочиненные предложения со словами «сначала», «потом», и сложноподчиненных с долей «потому что …» учить составлять рассказы по картине и отвечать на вопросы.
Развивать наблюдательность, память, фонематическое восприятие, связную речь, мелкую моторику.
Формировать способность выполнять указания логопеда, выражать свое мнение и обосновывать его.
Воспитывать творческий интерес к обучению и любовь к природе.
Оборудование: иллюстрация «Осень», листочки, сюжетные картинки, панно.
Подготовительная работа: Беседы и рассказы об осени. Рассмотрение серии картин «Осень» и их описание. Наблюдение за изменениями в природе. Систематическая работа по совершенствованию грамматического состава речи. Отгадывание загадок. Ознакомление с упражнениями на речевое дыхание и ежедневное их выполнение. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.
Ход логопедического занятия в детском саду
Логопед: Дети, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, веселое, радостное)
Вы, конечно, заметили, что к нам пришли гости. Поделимся своими улыбками с гостями и поздороваемся с ними. А для того чтобы гости узнали какие вы умные, сообразительные, старательные, внимательные, поиграем в игры. А сейчас отгадайте загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
(Появляется девочка-Осень с корзиной)
Осень: Пришла я к вам в гости
В утренний час
В моей корзинке
Есть для вас подарки.
И много есть задач
Но, думаю, у вас не будет неудач.
Поэтому времени не теряйте
Работать начинайте.
(Отдает корзину логопеду, на листочках задания и игры. Логопед по очереди берет листочки и зачитывает задания.)
Логопед: — Осень, приглашаем тебя поиграть с нами.
— Дети, вспомните осенние месяцы.
— Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Логопед: Быстро течет время. Недавно была ранняя осень. А сейчас, какое время, какой месяц осени?
Дети — поздняя осень, ноябрь.
Логопед: Правильно. Как вы думаете, что происходит в ноябре?
Дети: опадают листья с деревьев.
Упражнение «Листочки полетели» (на развитие дыхания)
(Дети делают вдох носом, а затем выдыхают изо всех сил набранную струю воздуха ртом.)
Логопед: Так какими были деревья в октябре?
Дети: Красочными, желтыми, красными, оранжевыми, золотистыми.
Логопед: А какими они стали в ноябре?
Дети: Голыми, грустными, черными, безлистными.
Логопед: Осень раздела деревья, покрасила траву, идут холодные, долгие дожди. Какая погода осенью?
Игра «Поговорим о погоде»
Логопед: Если идет дождь — погода … (дождливая)
Если сильный ветер — погода … (ветреная)
Если очень холодно и сыро погода — погода … (холодная, сырая), небо все покрыто облаками — (облачная, пасмурная). Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит погода — (солнечная, теплая), на небе ни облачка — погода … (безоблачная), на улице осень — погода … (осенняя).
Игры «Один — много»
Дождь — дожди — дождей;
Облако — облака — облаков;
Ветер — ветры — ветров.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Идут дожди»
Идут и идут, и идут дожди (барабанить по столу кончиками пальцев, имитируя звуки капания дождя).
Стали черными кусты (встряхивать пальчиками),
И деревья черные стали,
Потому что листочки все опали (имитировать опадение листьев с деревьев).
Логопед: Что происходит осенью с листьями?
Дидактическая игра «Какой это листочек»
Логопед рассматривает с детьми на столе осенние листочки, которые воспитанники собрали во время прогулки. Ставит детям вопрос:
— Что происходит осенью с листьями? (Желтеет, увядает, сохнет).
— Листья каких деревьев меняют цвет? (Листья клена, дуба, березы, тополя, осины, рябины, липы).
— Лист клена как называется? (Кленовый).
Логопед побуждает детей назвать по аналогии листья березы, тополя, рябины, осины, дуба, ивы и др. Затем детям предлагается рассказать, какими были листочки летом, какими они стали осенью. (Летом все листочки были зелеными, а осенью стали разноцветные.) Дети называют цвета различных листочков.
Логопед: Дети, чтобы листочки не унывали, давайте сделаем из них веночек и украсим его.
Логопед: Что делает ветер с листочками? (Срывает, качает, сдувает).
А что еще делает ветер? (Гудит, дует, воет).
А кто еще воет? … (Волк, собака)
А что делают листочки? (Летят, крутятся, шелестят, растут)
Много листьев падает на землю. Листья падают … Как можно сказать о них одним словом? (листопад). Письма носит — (почтальон).
Игра «Назови ласково»
Ветер — ветерок
Дождь — дождик
Облако — облачко
Солнце — солнышко
Листок — листочек
Гриб — грибочек
Дидактическая игра «Да не так ли?»
Логопед предлагает детям послушать несколько предложений и сказать, что в них не соответствует действительности.
Осенью можно купаться в реке, загорать на пляже. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью купаться уже холодно, солнышко плохо греет.)
Осенью все распускается и расцветает. Поют в лесу птицы. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью растения увядают, а птицы вылетают на юг.)
Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и на огороде, звери и птицы делают запасы на зиму. Так это или нет? Почему? (Правильно, осенью все готовятся к зиме.)
Осенью люди одевают футболки, шорты и сарафаны, на ноги босоножки. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью одеваются теплее и обувают резиновые сапоги.)
Осенью погода ясная, солнечная, теплая. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью часто идет дождь.)
Осень — прекрасная пора года. Так это или нет? Почему? (Правильно. Осень — очень красивая и богатая на урожай пора.)
Логопед: Дети в природе все происходит постепенно, что-то сначала, а что-то потом. Вот мы сейчас поиграем в игру с рисунками.
Сначала листья на деревьях были зеленым, а потом пожелтели.
Сначала листья пожелтели, а затем упали на землю.
Сначала трава была зеленой. А потом стала желтая.
Сначала ягоды на калине были зеленые, а потом стали красные.
Интересно осенью наблюдать за всеми изменениями, которые протекают в природе.
Вы уже много знаете об осени. Помогите мне сказать правильно:
«В начале осени еще не так холодно, но постоянно становится … (как?) — холоднее
Ветер дует сильно, но может дуть еще как? — сильнее
В лесу растут разные деревья, высокие а еще есть?
Этот листок большой, а этот еще какой?»
Дидактическая игра «Продолжи мысль»
Дети сидят на ковре. Логопед начинает предложение, дети придумывают его окончание:
Я люблю осень, потому что …
Осень — унылая пора года, потому что …
Я сегодня не пойду гулять, потому что …
Дети одевают куртки, резиновые сапожки, берут на прогулку зонтики, потому что …
Осень — хорошее время года, потому что …
Я люблю осень, потому что …
Осень называют вечером года, потому что …
Птицы осенью улетают в теплые края, потому что …
Деревья осенью сбрасывают листья, потому что …
Логопед читает стихи на тему.
Разучивание скороговорки.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Логопед: Называет слова, а дети подбирают к ним антонимы.
Холодно — … (тепло).
Мрачно — … (ясно).
Утро — … (вечер).
Мокро — … (сухо).
Весело- … (грустно).
Расцветает — … (увядает).
Высоко — (низко)
Далеко — (около)
Описательный рассказ по рисунку «Осень»
Пришла осень. Идут дожди. Небо покрыто серыми облаками. Листья на деревьях пожелтели.
Пришла осень. Идут дожди. Небо серое. Листья желтеют. Деревья теряют листья. Облака плывут по небу.
Логопед: Дети, послушайте стихотворение об осени.
Логопед: Дети, кроме последних теплых дней и разноцветных листьев на деревьях, что дарит нам осень? (Урожай: овощи, грибы, ягоды, фрукты — все, что созревало и зрело летом)
Логопед: — Осенью все дружно запасают пропитание себе на зиму — люди собирают урожай в саду, на огороде, в лесу; зимующие птицы прячут про запас в щели коры деревьев животные, которые зимой не спят, также заготавливают пищу. Осень и вам принесла щедрые дары и хочет вас угостить.
Итог занятия
Логопед: На этом наша работа заканчивается. Мы с вами выполнили много интересных задач с которыми вы хорошо справились. Давайте вспомним.
Спасибо за работу! До свидания!