Цель:
Коррекционная: научить дошкольников различать звуки [c] и [ш] в словах, развивать фонематический слух, активизировать, уточнить и обогатить лексический запас слов со звуками [c] и [ш], формировать умение различать звуки [c] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам.
Учебная: уточнить понятие «шипящие и свистящие звуки».
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, развивать мелкую моторику, развивать творческую личность.
Воспитательная: воспитывать культуру речи, воспитывать моральные качества: доброту, желание помогать друг другу, отзывчивость.
Оборудование: предметные картинки на звуки [c] и [ш], палочки, 2 обруча, модули, письмо от инопланетян, звезды, карточки с заданиями.
Предварительная работа: беседа с детьми на тему космос, планеты солнечной системы.
Ход логопедического занятия в подготовительной группе детского сада
Логопед. — Мы с вами, дети, отправляемся за пределы нашей планеты Земля, в бескрайние просторы Космоса. Но на чем осуществить это удивительное путешествие? Как можно назвать этот транспорт одним словом?
Будьте внимательны, инопланетяне на наш сайт в компьютере прислали подсказку. Если мы ее сможем разгадать, то немедленно отправимся в путешествие. Прочитайте слова и назовите транспорт, на котором мы отправимся в путешествие.
Рак
Автобус
Кошелек
Ель
Танк
Ананас
Логопед. — Молодцы! А где же ракета? Нам ее надо выложить из палочек. Из каких геометрических фигур вы составили ракету? А кто же осуществит это путешествие? Вы, дети, теперь космонавты, члены экипажа. А кто же из вас будет капитаном? Каким должен быть капитан? А мы с вами сейчас и проверим кто из вас самый умный. За каждый правильный ответ вы будете получать звездочку. У кого из вас будет звездочек больше, тот и капитан.
Конкурс знатоков
— Сколько всего планет? Назовите их.
— Какой планете наиболее нужно солнце?
— Какая планета красного цвета?
— Какая самая большая из планет?
— Какая планета самая холодная?
— Какая планета похожа на «шляпу»?
— На какой планете жарко?
— На какой планете вечная ночь?
— Какая самая маленькая из планет?
— Какая планета родная нам?
— Помните, что в полете обязательным для всех является дисциплина. А теперь давайте с вами посмотрим, во что мы одеты. Сможем ли мы полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? Что такое скафандр? Дети имитируют одевание космической одежды.
Внимание! Приготовьтесь к полету. (Дети садятся в ракету, которую построили из модулей)
— Начинаем отсчитывать время: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
— Старт! (Звучит космическая музыка)
— Закройте глаза, мы летим. (После окончания музыки, дети выходят из ракеты и рассматривают все вокруг)
— Друзья, мы с вами попали на какую-то загадочную планету. Она словно огромная небесная пустыня. Даже название ее зашифровано. Попробуем разгадать? Будьте внимательны! Нам подан знак. Порядок букв в слове обозначен цифрами. Интересно, какая же это планета.
АФЬАЛ
14352
— Какие же вы у меня умники! А знаете ли вы, что на древнегреческом языке это слово означает «начало»? Наверное, поэтому и планета Альфа встречает нас первой. А где ее жители?
(Дети находят письмо, где жители планеты Альфа просят о помощи)
— Дети, на нашу планету напали космические пираты. Помогите нам. Чтобы избавить нас от беды, вы должны рассказать пиратам о звуках [c] и [ш].
Игра «Жесты»
Я называю звуки, а вы с помощью большого пальца, показываете положение языка во рту, когда вы произносите эти звуки.
[с], [ш], [ж], [м], [щ′ ], [ц], [р], [л], [р′ ], [л′ ].
Игра «Кто самый внимательный?» (Игра с мячом)
Ребенок должен на звук [ш] поймать мяч, а на звук [c] отбить.
Игра «Инопланетный язык»
— Дети, наденьте наушники. Выходим на связь с Землей. Передайте радиограмму из следующих составов с помощью пальцев. Соединение большого пальца с указательным ведущей руки означает на «инопланетном языке» — «са», а большого со средним пальцем руки — «я».
cа — я — са
я — я — са
са — са — я
я — са — я
Игра «Запрещенные слова»
«Запрещенные» слова — это слова со звуком [с]. Логопед произносит слова, а дети повторяют слова только со звуком [ш].
Носки, мешок, сумка, шуба, село, шапка, сыр, шофер, самовар, сок, шкаф.
Пальчиковая гимнастика
Меркурий по первой дорожке идет,
По второй Венеру ведет,
А родная Земля вот по третьей бежит,
А Марс по четвертой за ними спешит.
Юпитер за Марсом по пятой орбите,
Сатурн по шестой, в кольцо он одет.
По седьмой орбите Уран вот бежит,
Нептун за Ураном восьмым спешит,
Дальнейшим от Солнца Плутон пробегает —
Там длинная зима, там все замерзает.
Игра «Исправьте ошибку»
Игруска, скаф, мыса, косечка, шумка, шыр.
Игра с обручами
Упражнение на развитие логического мышления. Разложить карточки в один обруч со звуком [с], во второй — [ш], а где пересекаются, карточки, где есть звуки [с] и [ш].
Игра «Четвертый лишний»
Назвать карточки, определить наличие звуков [с] или [ш]. Какая карточка лишняя и почему?
Дети освобождают из беды альфалоидов.
Игра «Я — инопланетянин»
Между звезд летали —
Различных существ встречали.
А кого видели —
Угадайте!
Дети произвольно кружатся по всей площадке. Когда текст закончится, то становятся в определенную позу — изображают инопланетян.
— Дети, путешествие наше, к сожалению, заканчивается. Земля ждет космонавтов из детского сада.
— Вам понравился полет?
— Я тоже довольна. Вы не только умные дети, но и настоящие товарищи. Думаю, вы всегда придете друг другу на помощь. Ведь, если мы будем жить в мире и согласии, наша планета Земля всегда будет процветать. Любуйтесь ее красотой, любите ее!