Задачи:
Коррекционно-учебные: активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме: «Транспорт»; побуждение детей к активной и выразительной речи; воспитание внимания к обращенной речи; привитие навыков пояснительной речи; формирования простых и распространенных предложений с помощью вопросов к рисункам; побудить употреблять в собственной речи разные по цели высказывания и интонации предложения; употребление предложений с союзом а; пополнение словаря прилагательными, наречиями, глаголами; воспитывать умение согласовывать существительные с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами; формирование графо-моторных навыков.
Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; координация речи с движениями творческого представления; мимической мускулатуры, речевого дыхания, темпо-ритмичной стороны речи; развитие зрительного и слухового восприятия и внимания, тактильного восприятия; развитие логического мышления при отгадывании загадок; развитие психических и фонематических процессов; развитие зрительно-пространственного восприятия, представления; зрительного анализа и синтеза, зрительного контроля; формирование зрительно-моторной координации.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умения работать с дидактическим материалом, развивать желание и интерес рассказывать по собственному желанию; воспитание творческой активности и умения внимательно слушать друг друга.
Материалы: рисунки различных видов транспорта; наложенные контурные изображения различных видов транспорта; рисунок с теневыми изображениями видов транспорта; рисунок лабиринта; схематическое изображение машины; палочки пластмассовые, бумажные кружочки, игрушечная машинка.
Ход логопедического занятия в детском саду
Организационный момент
Мчатся машины с машинами,
Шелестят машины шинами.
Остановилась машина,
Зашипели тихо шины: ш-ш-ш-ш-ш.
Работа с загадками
Я не ем овса и сена,
Дайте выпить мне бензина.
Всех лошадей обгоню,
Кого хочешь догоню.
(Автомобиль)
В синем небе путь у меня,
Быстрее всех летаю я.
(Самолет)
Что есть у самолета, а нет у автомобиля?
(Крылья)
Лексико-грамматическое упражнение «Узнай, что это?»
Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть заштрихованные картинки различных видов транспорта и отгадать, что изображено.
Лексико-грамматическое упражнение «Что я вижу?»
Детям предлагается рисунок, на котором представлены наложенные изображения различных видов транспорта. Дети внимательно рассматривают и отвечают на вопрос «Что я вижу?».
Лексико-грамматическое упражнение «Еду в гости»
У каждого ребенка на столе лежат рисунки различных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, самолет, поезд, корабль). Логопед подходит к каждому ребенку и спрашивает: «На чем ты поедешь в гости?». Ребенок показывает свою картинку и отвечает на вопросы.
Дидактическая игра «Узнай за тенью»
У каждого ребенка на столе лежат рисунки различных видов транспорта (трамвай, автобус, грузовик, автомобиль, экскаватор, трактор). На листе бумаги нарисованы теневые изображения различных видов транспорта. Ребенок внимательно разглядывает теневые изображения и определяет по контуру своего рисунка вид транспорта. Затем ребенку предлагается прикрепить свой рисунок транспорта на доску, на которой размещены теневые изображения.
Физкультминутка «Регулировщик»
Регулировщик стоит упрямый (Ходьба на месте)
Людям машет не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте)
Есть палочка волшебная в руках у меня,
Через мгновение сто машин останавливает она!
— Вот палочкой влево, я вам показал
Красивый и ровный, автомобильный ряд стал.
— Вот дети вам правую сторону покажу
И палочкой помогу.
— Едем вперед машины,
Аж свистят от этого шины.
— Вот палочку вверх я ловко поднял
Сразу «Мерседес», как вкопанный стал.
Загадка
Транспорт регулирует он,
Как настоящий актер
Всем свои правила диктует
Ну, а называется он ….
(Светофор)
«Лабиринт»
На листе бумаги нарисован лабиринт. Ребенку предлагается «проехать» по лабиринту. Логопед дает ребенку игрушечную машинку, ребенок едет и комментирует маршрут движения, отвечает на вопрос: «Как ты поедешь?»
Упражнение «Штриховка автомобиля»
(Упражнение на развитие графомоторных навыков)
Дидактическая игра «Волшебные палочки»
Детям предлагается выложить из палочек автомобиль.
Итог занятия
Существительные | автомобиль, грузовик, трамвай, самолет, автобус, поезд, машины, экскаватор, трактор, дорога, шоссе, колеса, крылья, руль, остановка, груз, гараж, светофор, цвета, водитель, шина, инспектор ГАИ |
Прилагательные | красный, желтый, зеленый |
Глаголы | ехать, лететь, остановилась, тормозить, |
Числительные | один — много |
Наречия | быстро, медленно, влево, вправо, вперед, назад |
Предлоги | в, на, по |
Союзы | а |
Словообразования | груз — грузовик |