Цель:
Учить детей ответственно относиться к собственному здоровью, формировать у детей основы здорового образа жизни.
Осуществлять профилактику простудных заболеваний, плоскостопия, нарушения осанки.
Укреплять психическое, физическое здоровье дошкольников.
Вызвать желание заниматься закаливающими процедурами, формировать представление об их положительном влиянии на организм человека.
Закрепить знания детей о зимовке диких животных, их приспособлении к холодному времени года.
Развивать память дошкольников, внимание, речь, мелкую моторику.
Воспитывать выносливость, бережное отношение к животному миру.
Предыдущая работа: чтение рассказов о зимовке диких животных, разучивание стихов, систематическая работа по закаливанию, разучивание фитбол-гимнастики, степ-аэробики.
Материал: степ-платформы, фитбол-мячи, мячики-«ежики» для каждого ребенка, массажные дорожки, фиточай.
Ход физкультурного занятия в средней группе
Инструктор выразительно читает стихотворение:
«Пришла зима»
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
И.Черницкая
Инструктор: Вот и наступила холодная зима! Какие же изменения произошли в природе? (Ответы детей). Помните, как зверьки осенью бережно готовились к зиме? (Дети вспоминают). А хотели бы вы посмотреть, как живется нашим лесным друзьям зимой? (Да.) Поэтому приглашаю вас в волшебную зимнюю сказку. Для этого вы должны превратиться в пушистые белые снежинки.
Психогимнастика «Мы маленькие белые снежинки»
Инструктор:
Садитесь удобно на коврике, закрывайте глаза и начинаем волшебное превращение. Один, два, три, вы маленькие снежиночки. Вы поднимаетесь к тучке, потом снова опускаетесь на землю. С вами играет солнышко, и вы сверкаете своими серебряными лучиками. Затем ветерок кружит с вами в танце. Ветерок погнал облака дальше, а вы тихо опустились на землю. Вам хорошо и уютно.
Понравилось ли вам быть снежинками? (Дети рассказывают о своих чувствах).
Инструктор:
Вот мы уже в зимней сказке. Пришла в лес красавица зима. Деревья, елки и сосны впитала в пушистое платье. Что же делают зимой звери? Сейчас мы увидим это, путешествуя по зимнему лесу.
Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки «Звероаэробика»
(Звучит тихая, спокойная музыка. Дети лежат на коврике, ноги вместе, руки вдоль туловища).
Инструктор:
1. Тихо в лесу, потому что мишки уснули в берлоге у мамы, только потягиваются во сне.
«Мишки потягиваются»
(Поднимание рук вверх)
2. Ежики тоже спят в гнездах на сухих листочках, только переворачиваются с боку на бок.
«Ежики-Кругом»
(Повороты из стороны в сторону)
3. А вот мышата не спят зимой. Они робко выглядывают из своих норок, не угрожает ли им чего.
«Мышата»
(Лежа на животе, без помощи рук поднимать туловище)
4. Зайчики совсем не спят зимой. Мерзнут лапки на морозе, надо погреться.
«Зайчики греются»
(Лежа на спине, согнуть в коленях ноги, обхватить их руками и покачаться)
5. Хитрая лисичка ищет мышиные норки, прикрытые снегом.
«Хитрые лисята»
(Стоя четвереньках ложиться и вставать, прогибая туловище)
6. А веселые рыжие белочки прыгают с ветки на ветку, крутятся колесом, переворачиваются в разные стороны.
«Ловкие белочки»
(Лежа на спине, составить ноги вместе, согнуть их в коленях и прижать к груди. В таком положении перекатываться с боку на бок, каждый раз касаясь лобиком коврика).
Инструктор: Молодцы, ребята! Теперь отправляемся в путешествие по лесу. Может кого встретим из зверьков. А сейчас покажем, как ходят зверьки.
Ходьба на носках (как лисичка), на внешней стороне стопы (как мишка), широким шагом (как волчонок), прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед (как зайчик).
Упражнение на дыхание «Высокие деревья и низкие кустики»
(Руки вверх, подняться на носки — вдохнуть, руки вниз, сесть на пятки — выдохнуть).
Инструктор: Сколько снега вокруг! Посмотрите, кто это спрятался за елкой? (За елкой игрушечный зайчик). Как поживаешь, Зайчик? А хватает тебе еды зимой? Вероятно, не хватает. Снег запорошил ветви кустов и кору деревьев, которые ты любишь. И мы принесли тебе в корзинке моркови и капусты. Дети, Зайчик очень обрадовался и хочет с вами попрыгать по пенечку.
Комплекс упражнений на степ-платформах «Веселые зайчики»
I. И. п. — стоя перед степ-платформой, руки вдоль туловища.
1. — правую ногу поставить на степ-платформу,
2. — левую ногу поставить на степ-платформу,
3. — правую ногу опустить на пол,
4. — левую ногу опустить на пол
(Все упражнение повторить 4 — 5 раз)
II. И.п. — тоже самое.
1. — правую ногу поставить на степ-платформу, руками хлопнуть вверху,
2. — вернуться в И.п.
3. — левую ногу поставить на степ-платформу, руками хлопнуть вверху,
4. — вернуться в И.п.
(Все упражнения повторить 4 — 5 раз)
III. И.п. — стоя на степ-платформе, руки вдоль туловища.
1. — правую ногу поставить на пол,
2. — вернуться в И.п.,
3. — левую ногу поставить на пол,
4. — вернуться в И.п.
(Все упражнение повторить 4 — 5 раз)
IV. И.п. — стоя на степ-платформе, руки согнуты в локтях — перед грудью, локти разведены в стороны.
1. — туловище развернуть вправо, правую ногу поставить на степ-платформу, правую руку отвести в сторону,
2. — вернуться в и.п.,
3-4. — повторить те же движения с поворотами влево.
(Все упражнение повторить 4 — 5 раз)
V. И.п. — то же самое.
1. — отвести правую ногу назад и поставить на пол со степ-платформы, руки поднять вверх,
2. — вернуться в И.п.,
3-4. — повторить те же движения с левой ноги.
(Все упражнение повторить 4 — 5 раз)
VI. И.п. — сидя в упоре на коленях перед степ-платформой, опираясь руками на степ-платформу.
1. — поднять ноги вверх, выпрямив ноги,
2. — вернуться в И.п.,
3-4. — повторить те же движения
(Все упражнение повторить 4 — 5 раз)
Инструктор: — Развлеклись с зайчиком? А сейчас предлагаю вам посетить Белочку. А вот и она сидит на дереве. Здравствуй, Белочка! Ты в морозы лютые-злые не замерзнешь в дупле? Белка говорит, у нее шуба меховая, зимой хорошо согревает. У белки много подружек, и они зимой любят развлекаться: слепят из снега большие шары и прыгают на них. Малыши, хотите попробовать какие они?
Комплекс упражнений на фитболе «Ловкие белки»
1. Исходное положение — сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе.
Пружиня на фитболе, делать наклоны головы влево, вправо.
2. Исходное положение — то же.
Повороты туловища влево, затем вправо с круговым вращением рук.
3. Исходное положение — то же.
Сделать четыре шага вперед, затем четыре шага назад.
4. Исходное положение — сидя на фитболе, руки держатся за «рожки».
Выполнить прыжки на фитболе вокруг себя.
5. Исходное положение — сидя на фитболе, руки на коленях.
Выполнить два шага влево, затем два шага вправо.
6. Исходное положение — сидя на фитболе, руки держатся за «рожки»
Выполнить прыжки на фитболах по кругу друг за другом.
Инструктор: — Белочке пора возвращаться домой, а мы путешествуем дальше. Очень хотелось бы встретить Ежика, но его мы не увидим, потому что он зимой спит. Но он оставил нам мячики-«ежики», чтобы мы сделали себе массаж.
Корректирующая гимнастика с мячиками-«ежиками»
1. И. п. — поза лотоса.
Перекатывать мячик-«ежик» в ладошках (массаж ладоней).
2. Исходное положение — то же.
Держа мячик-«ежик» в правой руке, слегка постукивать им по левой руке. Затем выполнить то же движение по правой руке (массаж рук).
3. Исходное положение — то же.
Держа мячик-«ежик» в правой руке, слегка постукивать им по правой ноге. Затем выполнить то же движение по левой ноге (массаж ног).
4. Исходное положение — сидя, руки за спиной в упоре на полу, ноги согнуты в коленях, стопы — на полу.
Поочередная прокатка мячика-«ежика» правой и левой стопой по полу (массаж стоп).
Инструктор: Что-то мы далеко в лес зашли. Давайте по дорожке возвращаться назад.
Упражнения для профилактики плоскостопия «Полезные дорожки»
Дети ходят по разным дорожкам (с каштанами, камешками, фасолью, песком).
Итог. Рефлексия
Инструктор: Наша зимняя сказка заканчивается. Сейчас закройте глаза, представьте себя снова снежинками. Подул ветерок и отнес вас назад в детский сад и вы снова стали детьми. Ну, вот мы и вернулись. Пока ходили в лесу, наверное, замерзли. Поэтому угощайтесь чаем. (Дети пьют чай). Какой чай? (Сладкий, ароматный, теплый, красный). Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? (Дети высказывают свои впечатления и одновременно отдыхают).