Подвижные игры — важное средство воспитания детей дошкольного возраста. Правильно подобранные игры способствуют гармоничному развитию организма дошкольников.
Подвижные игры удовлетворяют потребность организма ребенка в движении, способствуют обогащению его двигательного опыта.
Также ценность подвижной игры состоит в том, что она вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения, жизнерадостность, активность, положительно влияет на психическое и физическое развитие дошкольника.
Значительное влияние оказывают подвижные игры на воспитание морально-волевых качеств, на умственное развитие ребенка, помогают обогатить представления об окружающем мире, различные явления природы, расширяют кругозор.
Подвижная игра — это осознанная, эмоциональная деятельность детей, направленная на достижение условной игровой цели. Она имеет свою структуру:
игровой замысел или цель игры;
роли;
игровые действия;
сюжет;
правила игры.
Подвижные игры по степени физической нагрузки бывают большой, средней и малой подвижности, по характеру игровых действий — сюжетные и несюжетные, с простыми и сложными правилами.
При выборе подвижных игр нужно учитывать определенные требования:
1) Игры подбираются в соответствии с педагогическими задачами. Следует четко определить, какие умения и навыки в этой игре закрепляются, какие физические качества развиваются, какая воспитательная цель реализуется.
2) При выборе подвижной игры учитывается ее место в режиме дня (на утренней, дневной и вечерней прогулках).
3) Учитывается место проведения и время года.
4) Также нужно учитывать двигательную подготовленность детей, их интересы и предпочтения.
Содержание игры должен быть доступно детям, напоминать интересные явления окружающей жизни. Кроме этого, движения, которые дети выполняют в игре, должны быть хорошо усвоены. При выборе игры нужно учитывать желания детей, пол, предпочтения.
Для обеспечения полноценного развития ребенка в игре важно менять условия их проведения, правила и разнообразить способы выполнения двигательных действий. Ребенку интереснее выполнять новое, даже сложное движение, чем повторять давно знакомое.
Подвижные игры усложняются с целью:
— Обеспечить устойчивый интерес к игре;
— Усовершенствовать двигательные умения и навыки;
— Решить разнообразные развивающие и воспитательные задачи.
Усложнить двигательную игру можно:
1) изменив форму организации игры;
2) усложнив двигательные задачи;
3) изменив форму движения;
4) увеличив количество основных ролей
5) введя новые роли;
6) введя дополнительные основные движения;
7) Введя дополнительные правила и т.д.
Подвижные игры является лучшим средством для развития у детей самостоятельности и организованности, сообразительности и творчества. Поэтому воспитателю следует активно привлекать детей, особенно старшего возраста, к изменениям вариантов проведения игр.
Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Для того, чтобы игра служила эмоциональным средством физического воспитания детей, воспитатель должен проводить ее с радостью и удовольствием. Для того, чтобы собрать детей на игру, можно использовать:
— условный сигнал;
— интересную и яркую игрушку;
— стихи, загадки;
— сюрпризный момент.
Затем нужно познакомить детей с сюжетом и ходом игры, правилами, показать определенные двигательные действия. Следующий этап — это распределение ролей между игроками.
В каждой возрастной группе он имеет свои особенности.
В младших группах воспитатель сначала сам выполняет роль ведущего, а во II полугодии 2 младшей группы назначает детей на эту роль. В конце средней группы и в старшем дошкольном возрасте на роль ведущего дети уже могут выбирать самостоятельно. Для этого им пригодятся считалки, жеребьевки, расчет на «один», «два» и т.д.
Воспитатель следит за выполнением детьми правил игры, качеством выполненных двигательных действий. Он так руководит игрой, чтобы в ней закреплялись и совершенствовались умения и навыки из основных движений. Ход подвижной игры следует направлять таким образом, чтобы это способствовало развитию положительных качеств. В конце игры подводят итоги. Прежде всего, следует отметить тех, кто правильно выполнял правила игры и двигательные действия, проявлял ловкость, выручал сверстников, помогал, был доброжелательным. Однако не следует прибегать к излишней критике детей за то, что они были медленными и поэтому их поймали. Самое главное — это вызвать у ребенка желание в следующий раз добиться лучших результатов.
Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей и они не чувствуют усталости. Вот почему воспитатель обязательно сам регулирует физическую нагрузку. Активная двигательная деятельность должна составлять 2/3 всего времени и 1/3 тратится на объяснение, обучение, исправление ошибок.
Во многом игра способствует развитию индивидуальных способностей ребенка, помогает избавиться от некоторых физических недостатков и психологических комплексов. Это особенно заметно при сравнении детей, участвующих в соревнованиях, с теми, кто лишен такой возможности, или же уклоняется от них по собственной инициативе.
Сами игры можно посмотреть в статье «Подвижные игры для детей».