Технология развития логического мышления у дошкольников. Материалы для выступления с презентацией.
Развитие логического мышления — это очень важный и необходимый процесс мышления, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Необходимо отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практических изобретений, которые создало человечество. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, мышление путем рассуждений, строгого соответствия законам логики, безупречное построение причинно-следственных связей. В частности, умение проводить такие простейшие логические операции, как определение понятий, сравнение, обобщение, классификация, суждения, доказательство.
Почему так важно логическое мышление? Потому что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта. Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день. Это так называемая интуитивная логика, неосознанное использование законов логики, или то, что называют, естественным здравым смыслом.
Согласно проведенным психоаналитическим исследованиям максимальный всплеск развития логических и интеллектуальных способностей человека приходится на период 6 — 7 летнего возраста.
Стремительные темпы современного мирового развития совершенствования технологий и разработки массы интересных открытий, выводят человеческие отношения на качественно новый уровень, когда общество нуждается в поколении креативно мыслящих, творческих, способных быстро взвешивать факты, анализировать информацию и принимать правильные и обоснованные решения на нетипичные ситуации. Жизнь ставит перед современными детьми важную задачу — научиться самостоятельно строить свое будущее, моделировать поведение, развивать логические способности.
Альтернативами логического мышления являются: хаотическое, непоследовательное, чувственное, предметное, импульсивное.
Вообще развитие логического мышления проходит три этапа:
1. наглядно-действенное, то есть ребенок мыслит через действие,
2. наглядно-образное, то есть ребенок действует с помощью образов,
3. словесно-логическое, то есть ребенок мыслит с помощью разума.
Важным моментом в формировании логического мышления детей является обучение детей операциям логического мышления: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, содержательное соотношение т.д.
Анализ — логический прием, метод исследования, разложение предметов на составные части, каждая из которых затем отдельно исследуется для того, чтобы выделенные элементы совместить с помощью синтеза в целое, обогащенное новыми знаниями.
Синтез-сочетания отдельных частей в единое целое на основании обогащения знаний в процессе анализа.
Сравнение — особый способ мышления, направленный на выявление признаков сходства и различий между предметами и явлениями.
Во время обучения сравнению ребенок должен овладеть такими умениями:
1. Выделять признаки объекта на основании сопоставления его с другим объектом;
2. Определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов;
3. Отделять важные и неважные признаки объекта.
Обобщение — умение находить существенные признаки объекта, отделять важные свойства и признаки от несущественных, объединять предметы по общим существенным признакам.
Классификация — умение мысленно делить предметы на классы по их существенными признаками.
Обучая ребенка классификации можно формировать следующие умения:
1. Соотносить конкретный объект с заданным взрослым классом и наоборот, конкретизировать заданное взрослым понятие через отдельные действия сравнения;
2. Группировать объекты на основании самостоятельно найденных признаков и обозначить образовавшуюся группу словом (действия обобщения и обозначения)
3. Распределять объекты по классам (действия классификации).
Обобщение — умение находить существенные признаки объекта, отделять важные свойства и признаки от несущественных, объединять предметы по общим существенным признакам.
Классификация — умение мысленно делить предметы на классы по их существенными признаками. Обучая ребенка классификации можно формировать следующие умения:
1. Соотносить конкретный объект с заданным взрослым классом и наоборот, конкретизировать заданное взрослым понятия через отдельные действия сравнения;
2. Группировать объекты на основании самостоятельно найденных признаков и обозначить образовавшуюся группу словом (действия обобщения и обозначения)
3. Распределять объекты по классам (действия классификации).
Систематизация — приведение в систему, размещение объектов по определенному порядку, установление определенной последовательности.
Сериация — упорядочение предметов по степени интенсивности одного или нескольких признаков.
Развитие логического мышления длительный процесс. Конечное становление происходит в начальной школе. Однако нам, взрослым, необходимо уже с младшего дошкольного возраста развивать основы логического мышления, чтобы в будущем у ребенка не было проблем с учебой, чтобы он с удовольствием посещал уроки и был успешным.
Каждому возрастному периоду жизни ребенка соответствует особый тип деятельности, который определяет возникновение и развитие главных психических новообразований данного возраста. Для дошкольного возраста характерна игра, при выполнении которой ребенок усваивает основы теоретического сознания и мышления людей. Исследования убедительно показали, что развитие познавательных процессов и логического мышления наиболее активно происходит в процессе ведущей деятельности дошкольников, которой является для них игра.
В разных возрастных периодах направление работы в формировании и развитии задатков логического мышления разное, рассмотрим каждый из них:
В младшей группе занятия, когда ребенку 2,5 — 3,5 года, можно задавать такие вопросы: «Сравни на картинке мячики. Этот большой, а какой — маленький?, Посмотри на картинке: какая морковка у зайчика, толстая или тонкая?, дом — большой или маленький?, у кого много шариков, а у кого мало?». Подобные вопросы целесообразно использовать и в повседневной жизни: на прогулке, дома, во время игры, ручного труда, конструирования.
Также можно предлагать простые логические таблицы. Они представляют собой «полочки», на которых лежат по два предмета, при этом одна полочка заполнена, а на другой не хватает определенного предмета, надо внимательно рассмотреть предметы на полках и определить, чего не хватает. В дальнейшем в данных таблицах меняется расположение предметов, их цвет, форма, может увеличиться количество самих предметов.
Также важным в этом возрасте является обобщение слов-предметов, называть понятия. Обобщать можно по цвету, форме размерам, т.д. При этом сначала обращается внимание на обобщение по определенному признаку, при затруднении с ответом, вводятся вспомогательные вопросы, которые подталкивают малыша к правильному выбору ответа. Ребенок должен понять, что предметы не только отличаются друг от друга, но имеют и общие признаки. Для того чтобы научить ребенка называть понятие, используют карточки с изображением знакомых ребенку предметов (посуда, животные, игрушки и т.д.), при показе того или иного изображения необходимо называть обобщающее название предмета, побуждать ребенка к ответу. Это делается для того, чтобы позже ребенок мог объяснить, почему тот или иной предмет лишний в той или иной логической таблице.
Как только ребенок научится друг за другом выделять и определять каждый предмет, вводят задания на классификацию.
Они всегда сопровождаются практическими действиями. Детям предлагают распределить предметы или по цвету, или по форме, или другим признакам (размер, принадлежность к определенной группе: фрукты или овощи, животные — дикие или домашние, местоположение — на дереве, под деревом), на две группы. Например: желтые и красные кубики, необходимо разложить на два столика — на один только желтые, на другой только красные. Малыш должен не просто их разложить, но и дать обоснованный ответ, почему именно так (потому что это красные, а это желтые).
Когда ребенок станет старше (3,5-4,5 лет), задачи, направленные на развитие задатков логического мышления, усложняются. Теперь он самостоятельно выбирает картинки для классификации. При этом необходимо, чтобы ребенок объяснял свои действия, для того чтобы в дальнейшем, это еще глубже заложилось в памяти. В дальнейшем такая необходимость отпадает, а ребенок уверенно будет группировать предметы в соответствии с обобщающими признаками.
Логические таблицы в этом возрасте можно усложнять. Здесь можно давать уже 6 предметов, а для более подготовленных детей до 9.
Также очень важно для успешного развития основ логического мышления познакомить ребенка с понятиями раньше-позже. Предлагать элементарные карточки без определенного сюжета. Например: малыш-школьник-взрослый человек-дедушка, при этом предлагают ребенку дать ответ, какая картинка должна идти первой, а какие за ней.
В том случае, когда взрослый целенаправленно занимается с ребенком в младшем дошкольном возрасте, дает много упражнений, требующих сравнения, группировки, обобщения в одно по определенному признаку и др., Создается хорошая база знаний и умений для выполнения более сложных задач, которые в свою очередь продолжают развивать задатки логического мышления.
В 5-6,5 летнем возрасте, при соответствующей предварительной подготовке, дети уже самостоятельно классифицируют предметы в несколько групп, самостоятельно определяют признаки классификации, умеют объяснить свой выбор. Они могут проводить обобщение: дать название картинке, сравнить и определить лишние. Например, в задании «Придумайте название для картинок — футболка, рубашка, платье, шуба», ребенок выберет и удалит лишнюю картинку — шуба, потому что это зимняя одежда, а другие предметы относятся к летнему. Также дети продолжают закономерности, однако количество переменных элементов увеличивается, например чередование будет не только по цвету, но и по форме и размеру одновременно. Логические таблицы в данном возрасте уже состоят из 9 элементов, один из которых необходимо дорисовать (квадрат зарисован, круг закрашен, треугольник -?, т.д.).
Также ребенку предлагаются на выбор предметы, уменьшается их размер, но увеличивается количество частиц. Также можно использовать задания и упражнения из специальных пособий по развитию логического мышления и способов обобщения.
К концу дошкольного возраста ребенок уже может овладеть такими умениями, необходимыми для осуществления систематизации как:
— находить закономерности размещения объектов по одному признаку и располагать в одном ряду;
— упорядочивать объекты, размещенные в ряду по принципу случайности;
— находить закономерность в расположении объектов, упорядоченных по двум или более признакам и размещенные в матрице.