Одно из важных и сложных заданий развития речи – приобретение детьми умения самостоятельно составлять рассказы. Умение рассказывать формируется у ребенка постепенно, в течение всего пребывания в дошкольном учреждении при условии систематического обучения. А поскольку в дидактике обучение составлять рассказы основывается главным образом на наглядном материале — прежде всего, на картинках, иллюстрациях, благодаря которым обогащаются знания, развиваются образное мышление и речь, — то именно этот материал наиболее ценен в работе с дошкольниками.

Сориентированные рассказывать по иллюстрациям знакомых произведений, дети учатся правильно воспринимать замысел художника, понимать изображенное, замечать первый и второй планы, логично и последовательно излагать свои мысли.

Однако только сама картинка не может заинтересовать малышей, вызвать у них желание говорить, если во время рассматривания не ставятся умственные задачи, отсутствует языковая мотивация. Поощряя ребенка рассказывать, глядя на рисунок художественного текста, педагог стимулирует его речевое развитие: обогащение и активизацию лексики, формирование звукопроизношения и употребление правильных грамматических форм, развитие связной речи.

Воспитатель должен учить дошкольников понимать сюжет рисунков, которые сопровождают сказку, рассказ или стихотворение, замечать связи между предметами и персонажами, то есть учить воспринимать и понимать изображенное.

Дети разного возраста по-разному воспринимают художественную иллюстрацию, поэтому и обучение в каждой возрастной группе строится адекватно. Так, младшим дошкольникам воспитатель предлагает сказать, кого нарисовал художник; ответить на некоторые простые вопросы по содержанию произведения, обогащая этим их лексику, активизируя речь.

В среднем дошкольном возрасте дети, глядя на иллюстрацию, уже могут рассказывать об изображенном на ней – сначала с помощью вопросов взрослого, а потом самостоятельно. Поэтому педагог учит их узнавать персонажей сказки или рассказа, воспринимать сюжет и составлять короткий связный рассказ. То есть работа направляется на формирование знаний о композиции произведения.

Старшие дошкольники учатся правильно воспринимать замысел художника, понимать воспроизведенное в иллюстрации, замечать главную сюжетную линию и второстепенные детали.

Строить целостные, развернутые высказывания по иллюстрациям, как уже отмечалось, помогают вопросы педагога. Они ориентируют детей на наиболее точное выявление признаков и свойств предметов, типичных черт персонажей, особенностей явлений и поступков. Прежде всего, предлагаются вопросы, которые побуждают описать общую обстановку. В то же время их следует обязательно связывать с тем, что изображено на конкретной иллюстрации. Нужно учить дошкольников смотреть на фон, на детали словно вместе с героем событий, его глазами.

После первого рассказа одного из детей по рисунку стоит обратиться к всем воспитанникам с вопросами: «А может, было как-то иначе? Могло ли быть иначе? Как ты думаешь, что происходило (состоится) перед этим (после этого)? Что могло бы произойти?» и тому подобное.

Что же нового добавляют подобные вопросы при построении ребенком связного рассказа? Во-первых, у него меняется мотивация: появляется стремление не только передать впечатление от визуального восприятия, но и обосновать свое мнение по поводу изображенного, назвать конкретные признаки, которые помогли прийти к тому или тому выводу. Во-вторых, задействуется механизм произвольной регуляции познания. Вопросы взрослого придают познавательному процессу проблемный характер, побуждают искать способы решения проблем, находить наиболее вероятные связи.

Итак, спрашивая детей об изображенном, воспитатель учит их последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделяя в ней главное, связно рассказывать. Но если педагог часто будет прибегать к вопросам-подсказкам типа: «Кто (что) здесь нарисован (нарисовано)?», – то полученные ответы будут содержать обычный перечень, дети не будут строить связные рассказы, а, следовательно, будет тормозиться их речевое развитие.

В работе со старшими дошкольниками нецелесообразно охватывать вопросами весь материал иллюстраций. Стоит обратиться к детям, например, вот так: «О чем мы вами еще не рассказали, рассматривая иллюстрации?» Это ненавязчиво будет побуждать к самостоятельному дальнейшему рассматриванию рисунков, дети живее будут подключаться к разговору. Хорошо также опираться на воображение ребенка, поощрять его разворачивать изображенные события, продолжать их во времени. Пятилетние дошкольники во втором полугодии способны составлять рассказы по картинкам уже без участия воспитателя, самостоятельно размышляя и передавая словами смысл нарисованного. Напоминаем: во время рассказывания не следует останавливать маленького рассказчика своими замечаниями. Их можно выразить только тогда, когда ребенок завершит рассказ.

Старшим воспитанникам по силе творческие задания с использование художественных иллюстраций и собственных рисунков: составить рассказ по рисунку на самостоятельно выбранную тему; подать образец творческого рассказа с иллюстрацией к определенному произведению, выделяя в нем вымышленное; построить рассказ по плану, который предложил воспитатель. Дети могут попробовать рассказать о том, что происходило до того момента, который изобразил художник; представить, что произошло бы с героями, изображенными на иллюстрациях, если бы ситуация изменилась; придумать свое окончание представленной истории.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность возрастает, а речь совершенствуется, ребенок способен самостоятельно составлять рассказы по знакомым иллюстрациям. На занятии по развитию речи решается ряд задач:

— воспитывается интерес к составлению рассказа с иллюстрацией;

— дети учатся правильно понимать его содержание;

— формируется умение связано и последовательно описывать изображенное;

— активизируется и расширяется словарный запас;

— дети учатся грамматически правильно строить предложения и рассказ в целом.

В процессе ознакомления дошкольников с художественной иллюстрацией важную роль играет речевое творчество. На первом этапе его развития педагог рассказывает о различных способах построения сюжета сказки, рассказа, подводит детей к осознанию авторства произведения. На втором этапе текст сопоставляется с иллюстрациями, то есть они служат созданию словесных образов. Третий этап развития речевого творчества детей — коллективное придумывание рассказа по представленным рисункам.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

девять + 20 =

Отправить