Цель:
— обогащать знания детей о флоре родного края, в частности, о цветочных растениях, развивать познавательный интерес к ним;
— учить детей внимательно рассматривать ромашку, описывать ее внешний вид и др;
— формировать представление о том, что эти цветы бывают различных видов в зависимости от места произрастания;
— продолжать знакомить воспитанников с художественными произведениями о растительном мире региона;
— воспитывать основы экологически целесообразного поведения, прививать любовь и бережное отношение к растительному миру.
Оборудование: карточки с изображением цветущих ромашек разных видов (полевой, аптечной, декоративно-садовой).
Формы активности: физическая, эмоционально-ценностная, художественно-эстетическая, речевая, познавательная (общая и логико-математическая), креативная.
Ход проведения прогулки в средней группе детского сада
Малыши выходят на прогулку.
Воспитатель. Как красиво, зелено и уютно в нашем детском саду! Расскажите, что делает его таким? (Деревья, кусты, цветы, травка) Да, молодцы. Давайте пройдем к нашей клумбе, навестим цветы, растущие на ней, и посмотрим, какие из них сейчас, в эту летнюю пору, порадуют нас своим цветом.
Дети с воспитателем проходят к клумбе и осматривают ее.
— Ничто не дарит нам столько красок и красоты, как цветение цветов. Наверное, именно поэтому цветы — лучший подарок к праздникам, определенных событий и просто для улучшения настроения. Но на клумбе цветы лучше не срывать, потому что тогда она станет не такой красивой, а срезанные цветы быстрее увядают, чем те, которые растут. Поэтому, малыши, цветы лучше покупать в магазинах, где они продаются уже срезанными.
— Будем мы рвать цветы на нашей клумбе? Почему мы не станем делать этого? (Ответы детей) Правильно. А что можно делать с цветами, которые расцвели в цветнике? (Можно поливать их, нюхать, любоваться ими, рассматривать их.)
Взрослый хвалит детей за внимательность и продолжает беседу.
— Смотрите, сколько цветов на нашей клумбе! Вот это большие, пышные цветы пионов. Какого они цвета? (Белого и розового) Вот – пышные маки раскрыли свои нежные лепестки. Какую они имеют окраску? (Они красные)
Педагог обращает внимание детей еще на один-два вида декоративных растений, которые расцвели на клумбе, знакомит малышей с их названиями и обсуждает цвета соответствующих цветов. Можно предложить малышам сравнить размер отдельных цветов, определить их запах (едва уловимый, очень ароматный и тому подобное.) Взрослый показывает детям ромашки.
— А вот цветочки не такие яркие и пышные, как другие, но посмотрите, какие они нежные, хрупкие и хорошенькие! Вы знаете, как они называются? А кто забыл, поэтому вспомнить название этого цветка поможет веселая загадка.
Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве … (ромашка).
Дидактическая игра «Расскажите про ромашку»
Детям предлагается внимательно рассмотреть растение садовой ромашки, которую они видят среди других цветов на клумбе и с помощью опорных вопросов педагога описать ее.
Какие части есть у ромашки? (Стебель, цветочки, листочки, корень)
Как выглядит цветок ромашки? (Она круглая, белая, а желтая серединка)
Какой стебелек у ромашки? (Высокое, тоненькое, но прочное)
Какие листочки у ромашки? (Зеленые, яркие, резные, небольшие)
Ромашка сильно пахнет? (Нет, она имеет едва уловимый запах)
Воспитатель. Вот она какая – ромашка! Нравится вам любоваться ею? (Дети дают положительный ответ). Как вы считаете, кого еще может привлечь ромашка, кто может пожаловать к ней в гости? (Бабочка, муравей, жук, кузнечик).
Физминутка «В гости к ромашке»
Взрослый читает малышам стихотворные строки, а дети имитируют передвижения насекомых, которые упоминаются в тексте.
Идут в гости к ромашке
Все комарики-букашки:
(Малыши идут друг за другом в спокойном темпе)
Вот бабочка белый, пригожая,
На ромашку немного похожая.
(Легкий бег с махами руками)
Вот рыжий муравей ползет —
Нравится ромашке он.
(Продвижение вперед на корточках, махи опущенными руками)
Кузнечик примчался-
Он на цветках качался.
(Прыжки на обеих ногах)
Всех ромашка приветствовала,
Всем головой кивала.
(Дети останавливаются, становятся прямо, руки на поясе, и головкой покачивают вправо-влево)
Воспитанники собираются возле педагога.
Воспитатель. Ромашки могут расти везде, поэтому они бывают разными. Эти ромашки посажены в нашем цветнике, поэтому они садовые, декоративные. А еще есть дикорастущие ромашки, которые растут на опушках леса, в поле или на лугах. Где растут ромашки? (Ответы малышей) Да, молодцы. Конечно, все цветочки ромашек похожи, но все-таки есть между ними некоторые отличия.
Взрослый показывает детям карточки с изображением различных видов ромашки и побуждает детей внимательно рассмотреть их.
— Вот ромашка полевая. Она очень похожа на садовую, но несколько мельче; цветочек у нее меньшего размера. А это, малыши, ромашка аптечная. Она также растет в дикой природе и имеет очень хорошие целебные свойства, поэтому ее так и называют. У аптечной ромашки лепестки не смотрят на серединку, а как бы немного отвернуть от нее, а цветочек совсем небольшой, еще меньше, чем у ромашки полевой.
— А эту ромашку вы узнали? Где мы ее видим? (Малыши показывают на клумбу) Молодцы. Вы очень внимательны.
Педагог предлагает детям послушать небольшой рассказ про ромашку.
Ромашка
Проклюнулась на полянке маленькая ромашка. Вокруг высокие травы стоят. И всем им ромашка безразлична.
Неуютно стало ромашке, и она печально покачала головой. Когда слышит: кто-то играет.
Шелохнулся на стебле ромашки один листочек, второй. Открыла ромашка глаза-пчелка кружит. Ее крылышки звенят, и от того музыка.
Радуется зеленая земля. Радуется синее небо. Ромашка подняла голову и расцвела: белая, белая, еще с капелькой оранжевого солнца.
И от того, что ромашка расцвела, лето стало еще лучше.
Воспитатель. О чем мы прочитали рассказ? Как вы думаете, про какое время года говорится в нем? Про какую ромашку говорится в произведении: о садовой или дикорастущей? Почему? Как чувствовала себя ромашка среди высоких трав? Кто сумел развеселить ее (Ответы детей)
Итог. Рефлексия
Воспитатель просит детей еще раз посмотреть на ромашку внимательно и попытаться запомнить, как выглядят у нее листочки, стебелек и цветок. Дети выполняют задание.
После этого воспитатель предлагает всем вернуться с прогулки в помещение детского сада и нарисовать ромашку, о которой они сегодня узнали так много интересного. Малыши заходят в помещение.
Прогулка заканчивается.