Цель:

— уточнять и обогащать знания детей о типичных зимних явлениях природы и результатах этих явлений;

— учить детей исследовать снег и делать выводы относительно его вида, особенностей и т. п.;

— продолжать учить воспитанников внимательно слушать взрослого, четко и правильно давать ответы на вопросы;

— развивать интерес к литературно-художественным произведениям на зимнюю тематику.

Оборудование: лопатки, палочка-снегомер.

Формы активности: физическая, познавательная (общая и логическая), речевая, художественно-эстетическая, креативная.

Ход прогулки в средней группе детского сада

Воспитатель. Дети, сегодня хороший зимний солнечный день. Посмотрите, какое все вокруг яркое, аж слепит. Какой цвет мы видим вокруг? (Белый цвет) Правильно. Весеннюю пору называют красной, лето-зеленым, осень-золотой, а зиму называют… Какой? (Белой) Да. Почему же зима такая белая? (зимой все покрыто снегом). Да, сейчас белым снежком покрыты тропинки и деревья, луга и поля, парки и леса, аллеи. Посмотрите, какой снежок, когда на него светит солнышко? (Он блестит, очень яркий, аж переливается на солнце.) Да, молодцы. А теперь давайте сравним: такой же снег в тени?

Дети находят подходящее место, осматривают его и делают выводы: в тени снег не такой яркий, он кажется темным, даже немного серым по сравнению с тем, на который попадают солнечные лучи.

— Молодцы. Зима уже длится давно, даже успела нам немного надоесть. За последние недели мы, малыши, наблюдали различные снегопады. Скажите, мы смотрели, как идет пушистый снег? (Да) Кто может рассказать, как он сыпался? (При необходимости взрослый помогает малышам вспомнить соответствующую картинку: снег шел крупными кусками, снежки сыпались кучами. Такой снег был мокрым, влажным, хорошо лепился). А вы видели, как идет мелкий снежок? Каким он был? (Пушистым, снежинки сыпались по одной, как маленькие звездочки). Правильно, дети.

— А вот совсем недавно шел небольшой снег, но с очень мощным ветром. Знаете, как называется такое явление? (Метель, метелица, вьюга) Могли ли мы во время сильной метели надолго выйти гулять? (Нет) Почему? (Во время метели гулять неприятно: ветер сбивает с ног, летит снег в лицо, очень холодно) Да, молодцы.

— Взгляните как немного снега выпало, а люди везде чистят. Это потому, дети, что в такую погоду снег выпадает неравномерно: ведь ветер развеивает снежные сугробы повсюду. Вот и получается, что в одном месте почти нет снежка, зато в другом – целый сугроб.

Малыши по просьбе воспитателя обследуют двор, находя на нем снежный покров различной толщины. (Для выполнения такой задачи можно использовать палку-снегомер.)

Воспитатель. Снежок, который выпал во время метели, рыхлый и мягкий, поэтому нам его померить просто и легко. А давайте попробуем сделать это с тем снегом, который выпал значительно раньше – вот, например, в этой куче, которую набросал дворник давно, чтобы нам было свободно ходить и играть.

Дети пытаются проткнуть кучу снега, на которую обратил их внимание воспитатель и делают вывод: этот снег более твердый, плотный, его трудно проткнуть. Воспитатель объясняет детям, что снежинки в этой куче с тем слежались, немного растаяли в солнечную погоду, а потом замерзли. Такой снег покрылся ледяной корочкой – настом. Можно предложить детям исследовать верхний слой снега на ощупь. Несколько малышей повторяют объяснения взрослого.

Воспитатель. Теперь, дети, зима уже скоро пройдет, вот и злятся снег и ветер, недолго им властвовать осталось, и свирепствуют сердитыми метелями и вьюгами. А помните, малыши, как мы впервые этой зимой увидели снег, который падал плавно, будто не спеша, потому что видимо знал, что еще много времени впереди для его любимой поры – суровой зимы?

Физкультминутка «Снежинки»

С неба падают снежинки

На деревья, на дома,

На площади, на сады,

На елки, на дубки.

Закружились снежинки,

Как веселые комарики,

Словно стаи белых мух,

Как холодный, мягкий пух.

Белое-белое все вокруг,

Воспитатель читает отрывок из стихотворения, а дети изображают кружение снежинок в воздухе, плавно взмахивая руками.

Воспитатель. А вот недавно метель намела сугробы везде, и в нашем детском саду также. Не побегаешь, так можно и в глубокий снег провалиться. Давайте возьмем лопатки и поможем дворнику расчистить дорожку на нашем дворе!

Взрослый напоминает детям, что во время работы не следует слишком торопиться и спешить, чистить снег нужно осторожно, чтобы не набрать его в сапоги, и тому подобное. Дети берут лопатки и расчищают снег (около 5 минут). Воспитатель собирает детей возле себя.

— Молодцы, малыши. Вы такие трудолюбивые и старательные. После снегопада и метели люди везде чистят снег — лопатами, метлами и даже специальными снегоуборочными машинами. Вы видели, где делают это? (Снег расчищают на улицах, возле домов, на площадях, дорогах, тротуарах, в парке.) Да. А так, где не живут и не ездят люди – в лесу, на поле, на лугах, расчищают снег? (Нет) Правильно. Как вы считаете, какой сейчас снег лежит в лесу? (Очень глубокий, там много снега, целые сугробы)

— Да. Такой глубокий снежный покров спасает лесных зверушек от ветра, но все равно не может хорошо защитить их от мороза и холода – ведь сам по себе снег холодный.

Послушайте, пожалуйста, интересный стишок о том, какое приключение произошло с зайчиком зимой.

Студёно в лесу, звери готовятся летние одёжки менять на зимние.

А молоденькому Зайчишке это в диковинку. Он ещё только первую зиму встречает. И страсть как не терпится Зайчишке в обнове пощеголять. Не стал ждать, пока вся одёжка готова будет, взял и надел новые штаны.

— Эхма, — говорит, — пройдусь окрест, покрасуюсь!

А штаны и впрямь хороши. Белые, как первый снежок, пушистые, тёплые! Идёт Заяц, и новые его штаны далеко-о видать, словно кто- то платочком машет. Радуется Заяц:

— Пусть все видят, пусть все завидуют!

Ну и конечно — увидели.

Только Зайчишка на поляну вышел, — Сова с дерева заметила. Кинулась вниз, когти нацелила, — вот-вот сгребёт! Еле увернулся Заяц, без памяти стреканул в кусты — да под ёлку, да под берёзку…

В берёзник выскочил — Лисица издалека приметила. Погналась со всех лап, от радости даже тявкает на бегу… Едва-едва упредил её Заяц, битый час кружил, пока не отстала Лисица.

На опушку леса вылетел — а тут нате вам: шагает к нему Охотничек с ружьецом. Вот сейчас, вот сейчас на мушку возьмёт!

Эх, кабы скинуть белые штаны!

Да не выскочишь из них.

Забился Зайчишка в самую глухую чащобу, схоронился в кустах за кочкой. Лежит — дрожит: как бы не заметил кто ненароком.

Понял теперь, что не для одной красоты белые штаны даются.

Воспитатель читает, а дети внимательно слушают его.

Итог. Рефлексия

Воспитатель. Понравился ли вам рассказ, малыши? О ком рассказывается в нем? Расскажите, о зайчике зимой. (Ответы малышей).

Чтобы мы не замерзли, как тот зайчик, давайте вернемся в детсад.

Дети заходят в помещение. Прогулка заканчивается.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

3 × четыре =

Отправить