Цель:
Формировать у детей элементарные представления о бактериях и микробах, о пользе и вреде бактерий, о средствах защиты от болезнетворных микробов, формировать понимание важности заботы о собственном здоровье, закрепить простые способы борьбы с микробами и бактериями, способствовать формированию здорового образа жизни; способствовать профилактике и устранению вредных привычек; учить детей понимать, что человек болеет, когда не бережет свое здоровье.
Продолжать формировать у детей культурно-гигиенические навыки как важное средство укрепления физического здоровья.
Развивать познавательную и творческую активность, связную речь, воображение, логическое мышление, креативность, стремление к самостоятельной деятельности; продолжать накопление знаний детей о здоровье — сберегающие средства и техники; воспитывать дружеские отношения, взаимное уважение и взаимопомощь.
Словарная работа.
Обогащение: болезнетворные микробы, полезные и вредные бактерии, продукты питания, личная гигиена, микроскоп.
Активизация: мыло, полотенце, зубная паста и щетка, расческа, уборка.
Оборудование: иллюстрации по теме, пульверизатор с водой, салфетка, раздаточный материал для самостоятельной работы на каждого ребенка, карандаши, соковыжималка.
Предыдущая работа: беседы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни «Где живут микробы?», «Как защититься от микробов?», рассматривание иллюстраций, проведение утренней гимнастики, занятий по физкультуре.
Ход интегрированного занятия в средней группе
1. Организационный момент
Психогимнастика «Приветствие»
Добрый день, мои деточки,
Дорогие мальчики и девочки.
Успеть сегодня много надо:
Во-первых- поздороваться с гостями
И улыбки им подарить.
Знаниями их всех удивить.
А главное — время работать,
Что-то интересное узнавать.
Воспитатель. — Любят к нам, малыши,
Всегда в гости разные герои приходить.
Кто на этот раз пришел,
Кто сюрприз приготовил?
(На экране появляется Карлсон и просит детей о помощи)
2. Мотивационный этап
— Дети, кто это? Что с ним произошло? От чего он заболел? (Предположение детей: ел грязными руками ел сами сладости: конфеты, варенье; ел много сладкого: не ел овощи, фрукты). Дети, мы с вами поможем нашему гостю и таким как он деткам, которые ничего не знают о вреде и пользе для здоровья? Но чтобы другим помогать хорошо, надо самим все знать. Согласны?
— Давайте вспомним стихотворение:
Все, поверь, твои игрушки,
Даже розовенький Хрюшка,
Быть чистюлями хотят…
Знай: микробы всем вредят!
Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
3. Основная часть.
Воспитатель. — Дети, мы с вами уже многое знаем о микробах и бактериях. Давайте вспомним наши знания: микробы и бактерии — это самые (крошечные) живые существа на земле, микробы всегда … (вредные), а бактерии могут быть … (полезными). Что для нас делают полезные бактерии? (Удобряют почву, помогают получать лекарства, моющие средства и даже кисломолочные продукты — творог, сметану, йогурт). А вредные микробы и бактерии вызывают у нас … (болезни). Как микробы попадают в наш организм? (Ответы детей).
Исследовательская деятельность для дошкольников
Давайте проведем эксперимент. Вот у меня в руке обычный пульверизатора, в который я налила кипяченой воды (могут ли микробы жить в кипяченой воде? Верно, нет). Но представьте себе, что этот пульверизатор — это больной человек, который чихает и кашляет. Если этот человек закрывает себе рот платком, то его слюна не разлетается повсюду. А если нет? Давайте проверим — выставьте все ладошки перед собой, а я нажму на пульверизатор, как будто человек чихнул. Что вы почувствовали? Верно, тоже самое происходит, когда человек чихает и не закрывает рот ладонью или носовым платком. Как еще к нам попадают микробы? (Ответы детей: Через грязные руки, одежду, невымытые фрукты и овощи, несвежие продукты и т.д.). Мы с вами уже знаем, что микробы очень маленькие и увидеть их можно только в микроскоп. А мне очень хочется вас познакомить с очень полезной книгой название которой энциклопедия (демонстрирую), в которой кстати рассказывается и о микроскопе, а также о микробах. Но об этом в другой раз. Сегодня нас ждет очень важная задача. Давайте представим, что все микробы превратились в монстриков и нам необходимо их победить (Демонстрация микробов увеличенных в микроскоп). Кто может победить монстриков? Конечно, Супер-герои. Давайте превратимся в Супер-детей и победим микробов. Но вы должны знать, что победить их можно не только силой, но и умом и крепким здоровьем. Я хочу предложить вам оздоравливающую, развивающую гимнастику, которая активизирует наш мозг.
Кинезиологическая гимнастика для дошкольников
Упражнение «Ухо – нос»
Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».
Упражнение «Змейка»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
Воспитатель. — Ну что, Супер-дети, готовы к бою?
— Начнем! Прежде всего, нам необходимо выполнить важное задание — вспомнить, что издавна говорили о здоровье.
Упражнение «Пословицы слушай и продолжай»:
— Самое большое богатство — здоровье.
— Здоровье имеем — не заботимся, а потеряем — плачем.
— Нет счастья без здоровья.
— Здоровье — самое большое сокровище в жизни.
— Человек без здоровья, что дерево без корней.
— Здоровье за деньги не купишь.
Воспитатель. — Как вы их понимаете? (Несколько пословиц дети объясняют)
Психогимнастика «Я Солнышко»
Воспитатель. — Представьте себя солнышком. Солнышко это наше здоровье. Повторяйте: «Я Солнышко. Я круглое, гладкое, теплое. Когда рано просыпаюсь, я вытягиваю свои лучики и нежно ими всех приветствую. Когда я веселое — хорошо всем».
— Но, иногда, солнышко закрывают облака. Солнышко напоминает вам наше здоровье, а облака это наши необдуманные поступки, которые вредят нашему здоровью. Давайте поиграем и вспомним, что нам следует помнить.
Дидактическая игра «Солнышко — облака»
Детям дается задание назвать факторы или действия, которые могут повредить здоровью человека. (Дети выкладывают облака с примерами)
Массаж ушных раковин
Возьмем двумя пальцами за мочки
И потянем их немного. (5 р.)
Покрутите пальцами бугорок
Вверх — вниз.
Сделаем это охотно. (5 р.)
Пальчиками покрываем,
Танцуем и гуляем! (10 р.)
Опять ушки закроем,
Хорошо слышим и не слышим. (5 р.)
Чтобы головка не болела
И успокоиться мы умели —
Мы за ушками потрём
И тепло их разотрем! (5 р.)
С ушками мы играем,
По ушкам пальчиками хлопаем. (5 р.)
Работа в командах
Дидактическая игра «Полезно — вредно»
Запомнить хорошо все мы сможем только тогда, когда вы определите, что полезно для здоровья, а что вредно. Я разделю вас на команды, чтобы вам было легче с друзьями рассуждать. У каждой команды есть четыре ситуации, вы должны определить, что является полезным, а вредным для здоровья. Для этого у каждого сюжета есть круг, его нужно закрасить если это вредно для здоровья — красным цветом, если полезно — зеленым. Отвечать будет тот ребенок, который лучше всех сможет рассказать и тем самым поможет своей команде.
Дидактическая игра «Найди ошибку — исправь»
Дети, послушайте загадку.
Мы одолеваем микробы —
Вирусы и все болезни!
Тот, кто нас принимает,
Всегда здоровым бывает! (Витамины)
Да, дети, это витамины! А где они находятся, вернее в чем? (Ответы детей). Дети, а фрукты? А овощи? (Ответы детей, сочные)
Упражнение по эйдетике «Цветные витамины»
— «Раз, два, три — витамины волшебные»
Упражнение на словообразование «Назови сок»
(в зависимости от того, какие там фрукты)
Поисково-исследовательская деятельность
(Наблюдение затем как делается сок с помощью соковыжималки)
— А сейчас будем угощаться настоящим свежевыжатые соком.
Упражнение «Скажи какой»
(подбор прилагательных к слову сок)
4. Итог
Ну что, супер-дети, давайте мы с вами повторим основные правила, которые нужно соблюдать чтобы никогда не болеть и предотвращать болезнь (дети называют все правила здорового образа жизни — демонстрируя картинки — знаки; такие же знаки появляются на экране: делать зарядку, или заниматься спортом, соблюдать чистоту тела правильно питаться; мыть руки; мыть овощи, фрукты; чистить зубы: не переедать сладости; улыбаться: не есть грязные плоды …
Скажем дружно, вместе с вами:
Чтобы здоровым расти:
О здоровье нужно заботиться —
Со спортом дружить,
Чистоту любить —
Витамины употреблять
И о друзьях не забывать!!!
Вот эти правила мы пошлем Карлсону, чтобы он не забывал их и выполнял. А за то, что вы такие Умнички, вы получите такие памятные медали о нашем занятии, чтобы все знали, что вы супер — дети.
(Пока сок наливается, дети делятся своими впечатлениями о занятиях: что понравилось, что было интересно выполнять, было что-то трудно выполнять