Цель: проверить знания и навыки детей из разделов: лексическая, грамматическая, компетентность; окружающий мир: времена года, сезонные изменения, сенсорные эталоны (ощущения); «сформированность элементарных математический понятий: представление о множествах, сравнение групп предметов, число и цифра, геометрические фигуры — ассоциативные образцы, счет, цвет, ориентировка во времени.
Материалы: предметные картинки, снежки, раздаточный материал.
Ход занятия в средней группе детского сада
1. Организационный этап.
2. Активизация знаний
Воспитатель. — Ой, а что это за бумажка? Здесь что-то написано! Слушайте внимательно.
«Пишу вам я — Зима. Приближается конец, но очень мне хочется услышать, что вы обо мне запомнили и как умеете работать. Для начала отгадайте мои загадки».
— Ну, что, дети, порадуем нашу Зимушку?
1. Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весна)
Воспитатель. — Почему весна?
2. Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Лето)
Воспитатель. — Докажите, что это не зима.
3.Высохли травы в поле,
Цветы в лесу.
Облетают листья
С деревьев в саду. (Осень)
Воспитатель. — Как вы узнали, что это осень?
4.Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель. — Что помогает нам узнать что это зима?
3. Основная часть.
Сюрпризный момент — фонограмма метели
Воспитатель. — Ой, дети это, какой-то звук? (Метель, метель, вьюга, метель)
— Посмотрите, какой сугроб появился тут?!
1) Дидактическая игра «Какая ты зимушка — зима»
(подбор прилагательных)
— Давайте мы попробуем Зимушку сравнить с другим временем года и вспомнить, какая она.
2) Дидактическая игра «Наоборот»
(подбор антонимов)
Зима холодная, а лето теплое.
Снег мягкий, а лед твердый.
Зима чистая, а осень грязная.
Зима веселая, осень печальная.
3) Дидактическая игра «Скажи ласково»
(ласково уменьшительные формы)
— Что-то еще приготовила для нас Зимушка.
Загадки о зиме для дошкольников с картинками
1. Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят … (санки)
Воспитатель. — Давайте произнесем это слово. Какой первый звук вы слышите, последний?
— Составьте предложение по картинке.
2. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? … (Коньки)
Воспитатель. — Повторите за мной. Определение первого и последнего звука.
— Расскажите, что видите на рисунке.
3. Летом лошади отдыхают,
Зимой детишек катают.
Кони эти не просят еды.
Кто они? Конечно … (лыжи)
Воспитатель.- Давайте попробуем определить первый и последний звуки.
— Что делают дети?
— Как еще любят развлекаться дети зимой?
Физкультминутка «Зайцы зимой»
— Посмотрите, какую картинку для нас снова приготовила Зима. Очень ей хочется, что бы вы показали, как научились о ней рассказывать.
(Рассказы детей)
— Какие вы молодцы! Посмотрите, подарок для вас появился на экране. Наверное, Зиме понравилось.
— На какую геометрическую фигуру похожа снежинка? (Ответы детей)
— Давайте покажем Зиме, как мы умеем работать за столами.
Работа с раздаточным материалом. Выкладывание на наборном полотне.
Дети вспоминают, где находится левая сторона.
По указанию воспитателя:
— Выложите на верхнюю желтую полоску 4 снежка. Посчитайте, проверьте себя. Сколько выложили? Теперь на зеленую нижнюю полоску под каждым снежком выложите столько же квадратиков. Что мы можем сказать?
— Потом долепили еще снежку — приложите еще один кружочек. Сколько стало? (5) А квадратиков осталось? (4) Что нужно сделать, чтобы квадратиков стало столько же, сколько и снежков? Молодцы.
— Давайте вспомним цифры, слушайте внимательно.
Бубен — 2
Аплодисменты — 3
Топот — 5
Стук — 4
Прыжок — 1
Работа с карточками.
— Давайте мы сейчас вспомним, какие еще есть геометрические фигуры кроме круга, а за одно и какого цвета.
— Найдите, пожалуйста, карандаш красного цвета и закрасьте им круг.
— Теперь найдите зеленый карандаш — закрасьте им фигуру, которая имеет три угла и три стороны.
— Следующий карандаш желтый им следует закрасить фигуру, у которой 4 угла и 4 стороны, которые все равны.
— Сейчас найдите фиолетовый карандаш и фигуру, у которой 4 угла и 4 стороны, но две стороны короткие, а две длинные.
— И последний карандаш оранжевого цвета, им следует зарисовать фигуру у которой нет ни углов ни сторон и она удлиненная.
Дидактическая игра «На что похоже»
(эйдетика)
— Что вам напоминает красный круг?
— Что вы представляете, смотря на зеленый треугольник?
— На что похож оранжевый овал?
Вы хорошо справились с заданиями.
4. Итог. Рефлексия.
— Чьи задачи мы выполняли?
— Что больше всего понравилось делать?
— Что было трудно?
— За активность, исполнительность, воспитанность, дисциплинированность все наши детки получают солнышко и наклейку.