Цель:
Выявить знания детей в определении первого и последнего звуков, образования слов из соответствующих звуков, распознавание гласных, согласных, твердых и мягких звуков.
Закрепить умение в написании схем предложения, анализа слова, придумывании названий для картин, знания о Космосе, чтение кубиков Зайцева.
Развивать четкость произношения в загадках, пословицах, поговорках, отвечать полным предложением.
Упражнять в навыках делить слова на слоги.
Развивать мелкую моторику рук в рисовании «Каляки — маляки».
Оборудование: карточки для анализа слова, листья и карандаши для схем предложения, планеты, бумага, краски, кисточки, демонстрационный материал для названий картин.
Ход занятия в подготовительной группе детского сада
(Дети сидят на стульях, заходит воспитатель – в костюме Марсика).
— Детки, привет, знаете кто я? Нет, я Марсик, живу в Космосе. Хочу проверить, какие вы умные на вашей планете. Можно? Тогда начинаем, (дети садятся на коврик в позе бабочки).
— Малыши предлагаю вам стать маленькими звездочками, и рассказать о себе.
Психологическая игра «Я звезда»
— Я звезда … (имя)
— Я по размеру … (большая, маленькая)
— Я люблю в небе … (кружить, прыгать)
— У меня всегда настроение … (хорошее, веселое)
— Маленькие звездочки предлагаю вам посетить мой дом (звучит музыка и дети оказываются в космосе, группа украшена в стиле Космоса)
— А вы поняли, я живу в Космосе, все планеты Вселенной — мои комнаты. Итак, я проверю все ли вы такие детки умные.
— В каждой комнате есть ключ, получая его, в конце путешествия вас ждет сюрприз.
Первая комната Юпитер
— Она у меня загадочная, в ней скрывается для вас трудная задача.
Дидактическое упражнение «Найдите первый и последний звук».
Воспитатель. — Вы готовы? Так слушайте внимательно:
(Весна, лето, врач, цветы, Космос, дети, сад, трава, жук, дом, таракан, сапоги, мама, семья, черепаха, листья, голова, пчела, радуга, комар).
— Умнички. Юпитер отдает ключ. Едем дальше.
Вторая комната Венера.
— В этой комнате я мечтаю о Весне и друзьях.
— Слушайте внимательно задачи.
Упражнение «Быстро звуки называй и память развивай».
(Воспитатель показывает картинки с разными буквами, а дети их называют и говорят)
— Ну, что же, Венера, с радостью отдает нам ключ к сюрпризу.
Третья комната Сатурн.
— В ней я люблю играть в компьютерные игры. Я приготовил вам задачу.
«Анализ слова»
(У каждого ребенка, разное слово: бабочка, коза, вишня, сыр, ананас, горох, дятел, солнце, картофель, дыня, кот, мороженое, уж, подсолнечник, лук, радуга).
— Молодцы, держите, еще один ключ к разгадке.
— Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
(под музыку дети выполняют движения за воспитателем).
— Предлагаю идти дальше.
Четвертая комната Плутон.
— Эта комната, очень меня пугает, потому что она маленькая, но, иногда, туда захожу. В ней картины, но к сожалению я не могу придумать к ним название.
— Помогите мне.
Упражнение «Название»
(5 картин)
1. Весной с площадкой дружи!
2. Манит река и пруд.
3. Когда с мамой гуляем.
4. Я горжусь своим городом.
5. Лес приветливый.
— Вот, держите ключ к разгадке.
— Переходим к следующей комнате.
Пятая комната Земля.
— Я иногда захожу на вашу планету и наблюдаю за вами. У меня есть предложения, а к ним надо составить «Схему предложения». Предлагаю сесть за столы.
1. Весна пришла красивая.
2. Весна волшебная приходит.
— Вот держите, ключ.
Заходим в мою любимую комнату.
Шестая комната Марс.
— В этой комнате я учусь. И вам предлагаю. Вы знаете, какие-нибудь загадки, пословицы, поговорки на космическую тематику?
— Расскажите, пожалуйста.
Загадки для дошкольников на тему космические явления:
Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит
И прилунится.
(Ракета)
Имеет огромный рост,
Имеет голову и хвост,
Это не тигр и не ракета
Намекну вам по секрету.
(Комета)
Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днем
Туда смотрит астроном.
(Космос)
Два стоят, два ходят, два между ним время стерегут.
(Небо и земля, солнце и луна, день и ночь).
Пословицы и поговорки для дошкольников на тему космос:
— Солнце сияет, а месяц только светит
— На солнышко не гляди: ослепнешь.
— Не хватай звезд с неба, а добывай на земле хлеба.
— Сто звезд не равны одной луне.
Воспитатель. — Молодцы держите ключ.
Седьмая комната Уран.
— Здесь меня учат писать. Предлагаю и вам немного пописать. Садитесь за столы. Сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Солнце греет лучами
Нас целует как мама,
В окошко заглядывает
Погулять нас уговаривает
(Дети прописывают слова)
Восп. — Молодцы, вы очень умны, поэтому отдаю вам последний ключ.
Восьмая комната Меркурий.
— Здесь меня учат рисовать. Хотите порисовать и послушать сказку?
— Садитесь на коврик и слушайте внимательно сказку.
— В некотором царстве, в некотором государстве жила — была Каляка- маляка. Жила она в ящичке письменного стола, там, где всегда было тихо и темно. Не было у нее ни друзей, ни знакомых — ни поговорить, ни поиграть — скучно было Каляке — Маляке. Решила она путешествовать. Вылезла из ящика на стол и огляделась вокруг. И, скажу я вам, там же было на что посмотреть! Чего здесь только не было: карандаши, резинка, фломастеры и цветные мелки, кисти, краски, пластилин … ибо жил в этой комнате художник — волшебник. Именно тот, который рисует мультфильмы …
Воспитатель. — Предлагаю вам нарисовать героя для мультфильма.
Рисование «Каляка-Маляка»
(Дети садятся за столы и рисуют под музыку)
— Вы просто Умнички.
Итог. Рефлексия.
— Что вам понравилось на занятии?
— Что было важно?
— Что интересно?
— За то, что вы такие умные, наконец, вы сможете получить отгадку от тех ключей, которые вы собирали. Я вам приготовила сюрприз- мультик.
(Дети садятся на коврик и просматривают мультик о Космосе)