Программное содержание.
Закрепить знания дошкольников о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Учить детей понимать, как художники передают свой замысел с помощью цвета, оттенка, тени в зависимости от того, что изображено. Продолжать учить детей изображать зимний пейзаж.
Учить детей использовать в рисовании нетрадиционные техники.
Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Воспитывать сосредоточенность, самостоятельность и чувство удовлетворения от своей работы.
Оборудование. Лист альбомной бумаги, гуашевая краска, блюдце с поролоном, ворсистая нить, тампон из марли, свеча, стакан с водой, тряпка для вытирания рук, репродукции пейзажных картин.
Ход занятия по рисованию в детском саду
Орг. момент
Воспитатель. — Сегодня мы с вами будем художниками. А кто такие художники?
— Да, это люди, которые с помощью цвета, оттенка передают на бумаге свое настроение, красоту окружающей природы, предметов быта и прочее.
— Что на картинах изображают художники?
— А как называется картина, где изображена природа в разные времена года? (Пейзаж)
— Кто еще может быть изображен на картине? (Люди)
— А как называются такие картины? (Портрет)
— А еще что можно увидеть на картинах? (Фрукты, цветы, предметы быта)
— Как называется этот жанр искусства? (Натюрморт)
— Портрет, пейзаж, натюрморт — это жанры живописи.
— Так сколько жанров живописи?
— Назовите их …
— А сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду показывать репродукции картин известных художников, а вы будете определять жанр живописи.
— Что изображено на картине?
— Как называется этот жанр?
— А ты как думаешь? Почему?
— Сегодня на занятии мы с вами будем рисовать природу.
— Как можно будет назвать нашу картину? (Пейзаж)
— Хотите узнать, какое именно время года мы будем с вами изображать?
— Тогда слушайте мою подсказку:
Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнет перинки — над миром пушинки? (Зима.)
— Что мы будем сегодня рисовать?
— Дети, а какая зима? (белая, очаровательная, морозная, холодная, снежная, заснеженная, строгая, серебристая, блестящая, ледяная …)
— Дети, прежде чем приступить к изображению пейзажа, давайте полюбуемся пейзажами известных художников. Посмотрите это репродукции картин — Шишкина, Васнецова, Васильева, Репина. Эти художники любили рисовать природу. Они выбирали очень хорошие места, любовались ими и с нами поделились своей радостью, нарисовав замечательные картины.
— Что изображено на картине?
Настроение в таком пейзажи?
— Какие цвета присущи зиме?
— Да, такие цвета и оттенки мы будем использовать в своей работе.
Психогимнастика «Снежинки»
Воспитатель. — Я вижу вы немного притомились. Дети, представим себя маленькими, легкими снежинками, которым хорошо спится в облаке. Они плывут по небу, как в лодочке, им хорошо, ведь они все вместе. Вдруг налетел легкий ветерок, покружил облако слева — направо. Полетели снежинки в лес, в поле, в деревню и город — закружились в танце. А ветерок играл с ними: то поднимал их вверх, то вниз. В конце концов все снежинки сели: одна — на землю, другие — на деревья, на людей … Все спустились на землю.
Под спокойную музыку, дети имитируют кружение снежинки.
— Отдохнули, а теперь снова за работу.
— Итак, мы с вами сейчас приступаем к изображению «Зимнего пейзажа».
— Обратите внимание, чем мы сегодня с вами будем рисовать.
— Вот посмотрите как бы я нарисовала зимний пейзаж.
— Сейчас становитесь удобно и смотрите в какой последовательности, я буду рисовать пейзаж.
— Вот и готов зимний пейзаж. Приятно вам смотреть на зимние картины?
— Наверное каждый человек глядя на такую красоту, переживает приятные чувства и радость, восторг, спокойствие. У меня же несмотря на этот пейзаж, родилось вот такое стихотворение:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!..
— А теперь, пойдем в художественную мастерскую, посмотрите, на каждом столе есть разные предметы, которыми можно рисовать. Выберите, чем вы хотите рисовать, затем садитесь, но это делаем не спеша, не мешая друг другу.
— Садитесь удобно, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
Мы снежинки, мы пушинки,
Водяные живые капельки.
(Поднимают ладошки, разгибают пальчики и плавно опускают руки).
Потанцуем, покружим,
Тихо — тихо постучим.
(Кончиками пальцев стучат по поверхности стола).
Рисование дошкольниками по заданию воспитателя
Дети выполняют работу различными техниками: одна группа — рисование ладошкой, пальчиками; вторая — рисование нитью, третья — рисование поролоном; четвертая — тампоном из марли; пятая — свечой. Воспитатель дает индивидуальные рекомендации, помогает детям, которые испытывают трудности, следит за аккуратностью при выполнении работы. Дети рисуют под спокойное музыкальное сопровождение.