Цель:
Закрепить в игре с дошкольниками знания о правилах гигиены рта.
Познакомиться с профессией врача-стоматолога.
Сюжет: пациент приходит на прием к врачу-стоматологу, регистратор заполняет карточку, врач спрашивает пациента, осматривает полость рта, стоматолог сверлит больной зуб, пломбирует, напоминает пациенту правила гигиены зубов.
Роли: пациенты, «родители» детей (с куклами), регистратор, врач-стоматолог, медсестра.
Игровые действия: заполнение карточки, выдача номерков, осмотр полости рта, лечение зубов.
Предыдущая работа:
Занятие по валеологии в средней группе: «Чтобы были здоровые зубки, надо за ними ухаживать»
Рассмотреть иллюстрации с изображением кабинета стоматолога.
Беседа воспитателя с детьми о способах сохранения здоровья зубов.
Материал, оборудование: инструменты для осмотра и лечения зубов, спецодежда врача и регистратора, стаканчики для полоскания рта, салфетки.
Ход занятия-игры в средней группе детского сада
Воспитатель заводит детей в зал и обращает внимание детей на декорацию (кабинет стоматолога).
— Малыши, а что это за комната? И кресло необычное … Как вы думаете, кто здесь работает? (Рассуждения детей)
— А что делают врачи? Как помогают детишкам?
Появляется стоматолог, здоровается с детьми.
— Вы узнали меня, дети? Да! Я — врач. Что я лечу? А называют меня врачом — стоматологом. Давайте запомним это слово. А кабинет мой называется …… Да, стоматологическим. Мы посетили ваш детский сад, чтобы зубки детей проверить.
Давайте, сначала познакомимся.
Упражнение «Знакомство»
— А чтобы вы врача не боялись, смело к нему обращались, хочу вам сказку «О больных зубках» подарить, дорогие малыши.
Садитесь уютно и будьте внимательны, сказка начинается.
«Сказка о больных зубках»
Жили-были зубки. Жили они, не унывали во рту у девочки Лены. Сначала они жили хорошо, были белые, красивые и здоровые. Только не очень долго они радовались. Плохая хозяйка им досталась, просто грязнуля. Она их почти никогда не чистила. Лена вообще не дружила с водичкой и мылом. А зубки грустили и обижались на девочку. Печальная жизнь у них наступила и заболели они от обиды.
— Мы слышали — сказали передние зубки, — если хозяин зубы не чистит, то они могут обидеться и навсегда уйти от него.
— Как это? — не поверила Лена.
— Куда пойти? Как же я конфеты буду есть? А яблочки чем буду грызть? Такого не может быть!
И побежала Лена к старой, мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.
— Бабушка, — спросила девочка, — а правда, что зубки могут обидеться и уйти от меня?
— — Конечно, правда, — сказала бабушка. — Зубки всегда обижаются, если их не чистить. Они начинают болеть и выпадать.
— Выпадать? — удивилась Лена, — это как?
— А так: выпрыгивают из ротика и бегут искать другого хозяина.
Задумалась девочка, а потом спросила бабушку:
— Бабушка, а как же я? Ведь я не могу без зубов
— Тогда тебе нужно с ними помириться.
— Да, да! — закричали зубки, — давай мириться, давай! Почисти нас и мы не будем на тебя больше обижаться. Только не забывай, мы любим мыться и утром, и вечером.
— Хорошо, — обрадовалась Лена.
С тех пор они больше не ссорились и жили в дружбе.
Стоматолог: Понравилась ли вам сказка, дети, а вы с зубками в мире умеете жить? А чтобы с вами такого не случилось, дети, надо у стоматолога зубки проверять.
Давайте проверим ваши зубки, малыши!
Давайте в игру поиграем.
Игра «Проверяем зубы»
Стоматолог осматривает зубки в детей и к одному из них обращается:
Глупый снежный человек
Зуб не чистил целый век,
Грыз кокос, бананы ел,
Чистить зубы не хотел!
И однажды, в самом деле
Эти зубы — заболели!
Вот, с тех пор, он ходит-рыщет,
И врача с щипцами — ищет!
(Осмотр).
Я вижу, что у некоторых могут вскоре образоваться дырочки. Вы знаете, от чего портятся зубки?
(Зубы портятся, если грызть твердые продукты (трескается эмаль) употреблять много сладостей; потреблять сначала горячие пищу или напитки, а потом сразу холодные (или наоборот), если регулярно не чистить зубы и не споласкивать их после каждого приема пищи.
Опыт-наблюдение «Как разрушаются зубы»
Стоматолог. Сейчас я вам покажу, как образуются трещинки на зубах. Возьмите зеркала, которые лежат на столиках, и внимательно рассмотрите свои зубки. Сверху они покрыты белым твердым веществом — эмалью. Хоть она и жесткая, но все же может треснуть. (Демонстрирует, как испортилась эмаль в кружке). Поэтому надо быть очень осторожными, чтобы не удариться обо что-то твердое зубами, не грызть твердые предметы.
А сейчас возьмите кусочек черного хлеба и тщательно его пережуйте. Рассмотрите свои ротики в зеркале. Что вы видите на зубках? (Остатки пищи). Если их не убрать, они начнут гнить и разрушать зубы!
Возьмите зубочистки и попробуйте осторожно эти остатки убрать. Как еще можно это сделать? (Прополоскать рот после еды, почистить зубы).
Стоматолог. Улыбнитесь, малыши! У вас очень красивые, здоровые зубки. Я вижу, что вы о них заботитесь и ухаживаете правильно, поэтому я запишу в карточке вывод-зубы здоровы.
Стоматолог: Скажите честно, вы любите конфеты?
Все дети любят конфеты. Но надо их есть поменьше. А когда съели — прополоскать зубки водой.
Воспитатель: — А еще можно попить чай из трав даже дважды в день.
— А еще, дети, надо пользоваться лекарствами, но не теми, что продаются в аптеке, а теми, что растут вокруг нас. Вот посмотрите, дети, с какого дерева этот листочек?
Дети. С дуба.
Стоматолог: Так вот, дети, кора из дуба (показывает) очень полезна для зубов, ее измельчают, варят чай и полощут десны.
— Я открою вам еще одну тайну: ваши зубки станут крепкими, белыми-белыми, если вы будете купать их в молоке.
Врач смотрит на часы и говорит: дорогие дети, мой рабочий день уже закончился. И мне пора возвращаться домой. А вы дети, пообещайте, как только заболит у вас зубик, вы обязательно обратитесь ко мне за помощью. А сейчас, до свидания.
Воспитатель:
Теперь мы устроим стоматологическую поликлинику у нас в группе. Но чтобы в «больницу» играть, кто там работает, надо знать.
Дети вспоминают, кто работает в стоматологической поликлинике.
А теперь давайте поиграем в игру
Сюжетно-ролевая игра «На приеме у стоматолога»
— Кто хочет врачом-стоматологом работать? Скажите мне, дорогие малыши?
— А чтобы мы не поссорились, нам считалочка понадобится.
— А кто врачу будет помогать? Кто желает медсестрой работать?
— А что делает регистратор, малыши? (На регистрации оформляют карточку пациента и выдают номерки).
— Кто хочет им работать?
— А кем будем мы, дети (пациенты) и что мы будем с вами делать?
— Да, номерки к врачу брать и своей очереди ждать!
— А может, кто-то хочет мамой побыть и повести к врачу своих малышей? (Игра с куклами).
— Кто к врачу идти боится? Ну-ка, веселее, улыбнитесь!
Ход игры:
Регистратура: регистратор оформляет карточки, выдает номерки.
Дети садятся в очередь у кабинета.
Кабинет стоматолога: Медсестра приглашает пациентов. Готовит инструменты для врача. Подает стерильный набор для лечения зубов.
Врач осматривает, дает советы, лечит. Пациенты благодарят врача. «Мамы» утешают детей.
Итог.
Воспитатель: Вот мы с вами у врача побывали, зубки проверили и кому надо — полечили. Понравилась ли вам игра, малыши? Как будете за зубами ухаживать?
А нам пора с нашими гостями прощаться. Давайте здоровья нашим гостям пожелаем.