Цель:
Учить детей называть и различать зимующих птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять сходство и различие между ними.
Формировать обобщенное понятие о зимующих птицах.
Развивать познавательную активность дошкольников,развивать связную речь детей, логическое мышление, воображение, умение имитировать движения и голоса птиц, зрительное восприятие, остроту зрения.
Повысить интерес к птицам, вызвать у детей активное сострадание к зимующим птицам, желание оказывать им посильную помощь.
Оборудование: птичка на палочке (для гимнастики для глаз), иллюстрации птиц, зерна для сортировки, перышки.
Ход занятия в младшей группе
Введение
Воспитатель. — Какое сейчас время года?
— Как вы узнали, что сейчас осень?
Звучит запись пения птички.
Зарядка для глаз «Стрекоза»
Вот какая стрекоза — как горошины глаза.
(пальцами делают очки)
Влево- вправо, назад- вперед-
(глазами смотрят вправо- влево)
Ну, совсем как вертолет.
(круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(смотрят вверх)
Мы летаем низко.
(смотрят вниз)
Мы летаем далеко.
(смотрят вперед)
Мы летаем близко.
(смотрят вниз)
Рассмотрение с обследованием
— Посмотрите, какая красивая птичка прилетела к нам. Давайте рассмотрим ее. Что у нее есть? (клюв, крылья, голова, туловище, хвост)
— Давайте мы к ней прикоснемся, какая она на ощупь (гладкая, мягкая)
— Чем покрыто ее тело? (тело покрыто перьями)
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
— Вы очень нравитесь нашей гостье, она хочет с вами поиграть. Наша Птичка-невеличка подарила вам свое перышко.
Птичка перышки дала —
Чтобы поиграла детвора.
Будем дуть я и вы:
Легкое перышко, лети!
— Сделаем сначала легкий ветерок, а теперь сильный, снова легкий.
Беседа воспитателя с детьми
— Наша гостья немного грустная, потому что некоторые ее друзья улетели в теплые края. Какие птицы улетели в теплые края? Какие птицы остались?
— А птичка — невеличка хочет рассказать вам о своих лесных друзьях. (Выставить картинки)
— С кем дружит птичка? (воробей, синица, ворона, сорока, заяц)
— Обратите внимание на зайца. Чем покрыто тело у зайца? Умеет ли он летать? Есть ли у него клюв? Да, заяц — это не птица.
— Посмотрите, воробышек маленький, а ворона … (большая)
— В сороки животик белый, а в синички … (желтый)
— Ворона ходит, а воробей … (прыгает)
— В синички клюв короткий, а у вороны … (длинный)
— А вы знаете, что у каждой птички есть свой язык? Отгадайте, кто каркает? Как каркает ворона?
— Кто стрекочет? Как стрекочет сорока?
— Кто чирикает? Как говорит воробей?
— Как тринькает синичка?
Физкультминутка «Птички»
— А сейчас мы побудем птицами:
Крылышки птички расправляют,
Их к солнцу поднимают.
Затем можно полетать
И букашек погонять.
На поляну слетелись,
Там зерен они наелись.
Затем снова полетели,
В гнездышко быстро сели.
Игра «Скажи ласково»
— Посмотрите, у вас на столах картинки с изображением птиц. Скажите ласково, какая птичка у вас изображена?
Пальчиковая гимнастика
Клювик маленький у птички есть,
Клювом водичку птичка пьет:
Клювик в лужицу вниз опускает,
Затем вверх его поднимает.
Опять опускает и снова поднимает —
Свежую водичку всю выпивает.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Сортировка»
— Что любят есть птицы? (зернышки, крошки, семечки, рябину)
— Давайте этим птицам передадим от нас подарки: воробью и Синичке — семена, вороне и сороке — ягодки рябины и кукурузу.
Вывод
— Скоро наступит зима и птицам станет совсем грустно, потому что на улице будет холодно и птичкам трудно найти корм. Мы с вами повесим кормушку и будем обязательно угощать наших маленьких друзей гостинцами.