Конспект занятия в детском саду на тему «Ты и другие люди» — практическое пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано студентами высших и средних педагогических учебных заведений, родителями и гувернёрами.
Задачи:
Физическое развитие: поддерживать желание выполнять движения и подвижные упражнения правильно и четко, учить получать удовольствие от двигательной активности.
Социально-нравственное развитие: формировать положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям; стремление избегать конфликтов во время общения с другими; придерживаться основных норм культуры общения.
Эмоционально-ценностное развитие: развивать эмоциональную чувствительность малышей; воспитывать любовь к родным, привязанность к друзьям, вежливость и толерантность по отношению к малознакомым и незнакомым людям; учить малышей ценить тех, кто любит их и заботится о них.
Познавательное развитие: Уточните понятие о категории людей, которые окружают ребенка; формировать умение классифицировать их по различным признакам, сравнивать между собой.
Речевое развитие: развивать навыки повествовательной речи, пополнять словарный запас антонимами, учить малышей выражать свое отношение к другим людям.
Художественно-эстетическое развитие: продолжить учить детей воспроизводить впечатления от общения с разными людьми во время игр; дифференцировать красивое и некрасивое в человеке; передавать в имитационных играх род занятий того или иного человека.
Креативное развитие: формировать умение корректировать свое поведение в зависимости от категории, настроения, физического состояния собеседника; соотносить его с реакцией различных взрослых; замечать в общении людей несложные для восприятия проблемы.
Ход занятия в детском саду:
В начале занятия воспитатель напоминает детям, что людей в мире живет очень много и среди них есть разные — родные, друзья, знакомые, а также чужие и незнакомые нам люди.
Дидактическая игра «Ты живешь среди людей»
Дети становятся полукругом перед педагогом, а тот берет в руки мяч. Воспитатель объясняет детям правило игры.
Тот, кто мяч поймал, — отвечает на вопрос.
Взрослый бросает ребенку мяч и задает вопросы, а ребенок должен поймать мяч, дать ответ и вернуть мяч взрослому. Остальные малыши следят за ответом товарища и при необходимости исправляют его или помогают.
Варианты вопросов для игры:
Какие люди живут в твоей семье? (Мама, папа, брат, бабушка, дедушка.)
Кто живет в квартире (доме) рядом? (Соседи.)
Каких людей приглашают в гости? (Родственников, друзей, приятелей.)
С кем нужно здороваться при встрече? (Со всеми знакомыми.)
Кому мы дарим подарки? (Родным и друзьям.)
Кого считают старыми? (бабушек и дедушек.)
Взрослые работают на работе, а чем занимаются дети (Ходят в детсад или в школу.)
Все незнакомые-это родные или чужие нам люди? (Это чужие люди.)
Какие люди заботятся о тебе дома и в детском саду? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели, нянечки …)
А могут о тебе заботиться незнакомые люди? Какие, например? (Могут, если это врач, водитель автобуса.)
С кем ты играешь? (С детьми, друзьями.)
С какими людьми следует обращаться вежливо? (Со всеми людьми)
Во время игры воспитатель побуждает малышей не называть конкретные имена, а употреблять слова обобщающего характера.
Логическая игра «Скажи наоборот»
Педагог просит детей назвать слова, противоположные тем, которые он говорит.
Чужие — родные;
Незнакомые — знакомые;
Дети — взрослые;
Старые — молодые;
Братья — сестры;
Бабушка — дедушка;
Враги — друзья;
Равнодушные — заботливые;
Расстроенные — радостные.
Беседа воспитателя с детьми «Как следует вести себя с людьми»
Воспитатель. Малыши, у каждого из вас есть любящая семья, много родственников, друзей и приятелей. Конечно, всех этих людей вы знаете, поэтому относитесь к ним … Как? (Дружески, приветливо.) С тем, кого хорошо знаешь, можно поговорить, поделиться печалями и радостями. Если, конечно, такой разговор будет кстати.
Как вы думаете, стоит ли заводить разговор с папой, который очень занят или торопится? Приставать с просьбами к маме, которая заболела? Будить дедушку, чтобы он немедленно вас выслушал? Почему вы так думаете? (Заслушивают ответы-рассуждения нескольких желающих детей.)
А как общаться с совершенно незнакомыми людьми? Каждый день на улице мимо проходит множество людей. Конечно, большинство из них — хорошие, и для кого-то они также являются родными, близким и самыми дорогими. Но для вас они — чужие. И могут оказаться людьми злыми, нехорошими. Поэтому вести себя с незнакомыми следует осмотрительно. Если вам хочется обратиться к незнакомцу, сначала надо попросить об этом разрешения у мамы, папы или другого родного человека. Если они не будут возражать, тогда можно обратиться к незнакомцу.
А бывают случаи, когда разговор с незнакомым просто необходим — например, если вам нужно о чем-то спросить: адрес, время, или что-то другое, очень важное. Конечно, во время этого разговора следует вести себя сдержанно и вежливо. Ведь никому не нравятся собеседники грубые и невежливые.
Можно общаться с незнакомыми людьми? О чем следует помнить, когда общаешься с незнакомым или малознакомым человеком? (Воспитатель помогает детям дать правильные ответы.)
Обсуждение ситуации с детьми
Детям предлагается обсудить следующие ситуации.
Ситуация 1
Надя вышла на прогулку с мамой, увидела, что рядом незнакомая девушка возила в коляске очень симпатичного младенца. Наде стало интересно, мальчик это или девочка, и как зовут младенца. Подскажите как должна вести себя Надя. (Сначала спросить разрешения у мамы: можно обратиться к девушке. Если мама разрешит, тогда можно подойти, поздороваться и пообщаться с незнакомкой.)
Ситуация 2
Маленький Саша шел с бабушкой в магазин. Вдруг мальчик увидел, что бабушке стало очень плохо. Что делать мальчику? (Как можно скорее обратиться к прохожим с просьбой вызвать врача.) Какими словами следует сказать это? ( «Простите, пожалуйста, моей бабушке плохо, пожалуйста, вызовите немедленно врача!»).
Ситуация 3
Оля вышла во двор посидеть на лавочке. Вдруг подошел незнакомый дядя и стал расспрашивать девочку, как ее зовут, из какой она квартиры, кто у нее сейчас дома. Что бы вы посоветовали Оле? (Не разговаривать с незнакомцем, а скорее вернуться домой.)
Ситуация 4
Друзья играли в песочнице. Вдруг к ним подошел незнакомый старший мальчишка и предложил подраться, чтобы помериться силой. Что делать малышам? (Отойти от парня и не принимать драку с ним.)
Дидактическая игра «Какой человек нам приятен?»
Воспитатель называет слова-признаки, а дети внимательно слушают их и в случае, если считают человека с таким признаком приятным, хлопают в ладоши.
Словесный материал для игры:
Вежливый, добрый, ласковый, родной, злой, отзывчивый, крикливый, сварливый, красивый, невежливый, заботливый, чистоплотный, хитрый, искренний, хвастливый, общительный, жадный.
Подвижная игра «Что это за люди?»
Педагог показывает малышам подвижные действия, изображающие людей разного рода деятельности. Например: маму, которая качает младенца; дворника, который подметает двор; спортсмена, который занимается физкультурой; бабушку, которая идет, опираясь на палочку.
Задача малышей — отгадать, кого показывает взрослый, и как можно точнее повторить аналогичные движения.
Если дети затрудняются, можно им помочь подсказкой: «Это — дворник. Чем занимается он, что делает?»
Логическая игра «Подумай и сравни»
Дети по просьбе педагога отвечают на вопросы.
Папа — взрослый. А мама? (Тоже взрослая.)
Моя бабушка — родная, а соседская? (Знакомая.)
Внучек маленький, а дедушка (Старенький.)
У девочки есть брат, а у братика? (Сестричка.)
Эта девочка — наша соседка, а мы ей кто? (Также соседи.)
На улице почти все — незнакомые, а в детском саду? (Все знакомые и друзья.)
Итог.