Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «На птичьем дворе»

занятие в средней группе, конспект занятия в средней группе, занятие домашние птицы средняя группа, домашние птицы конспект занятия средняя группаПрограммное содержание:

- Коррекция и развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, наглядно-образного мышления, общей и мелкой моторики; развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

- Формировать представление дошкольников о домашних птицах: внешних особенностях, их привычках, образе жизни, пользе, которую приносят людям. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме. Формировать обобщающее понятие: домашние птицы.

- Формирование интереса к живой природе, доброжелательности и любви к птицам;

- Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

- Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных в уменьшительно-ласкательных формах, упражнять в употреблении слов-антонимов,  продолжать учить составлять сложно-подчиненное предложение с союзом а;

Оборудование: корректурные таблицы (по количеству детей), предметные картинки, перышко, карандаши, задача к игре «Помоги птицам».

Ход занятия в средней группе

Сюрпризный момент.

Дети находят в группе перышко.

I. Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

(учить детей подбирать слова-антонимы)

Воспитатель. Встаньте рядом друг с другом, словно месяц полукругом.

- Посмотрите, что это? (Перо)

- Оно черное? - .... (оно белое)

- Оно большое? - ... (оно маленькое)

- Оно длинное? - ... (оно короткое)

- Оно тяжелое? - ... (оно легкое)

- Оно грязное? - ... (оно чистое)

Это перышко не простое, оно волшебное:

Стоит на него подуть

И оно покажет путь -

В какую сторону идти,

Чтобы хозяина найти.

Воспитатель. - Интересно, кто хозяин этого перышка и где оно живет в лесу или на птичьем дворе? Мы сейчас узнаем. Когда я скажу: «Раз, два, три - перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох - через нос, выдох - через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)

II. Основная часть.

1) «Скажи и покажи»

Воспитатель. - Волшебное перышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. Отгадайте и покажите, кто живет на нашем птичьем дворе. (Работа с корр. таблицами).

 занятие в средней группе, конспект занятия в средней группе, занятие домашние птицы средняя группа, домашние птицы конспект занятия средняя группа

Дети отгадывают загадки и накрывают отгаданных птиц.

Загадки о домашних птицах для дошкольников

Я пеструшка, я хохлатка.

Куд-куда! - кричу я кратко.

Кричу, и слышит улица:

Снесла яичко .. (Курица)

Жёлтые пищат комочки, 

Это всё сыны и дочки

Квохчет мама: Ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Не играйте с мамой в прятки.

Детки кто её? … (Цыплята)

Он - не всадник, а со шпорами,

Его одежда - с узорами.

Время он знает, как и люди,

Сам - не сторож, а всех будит. (Петух)

И шипит он, и гогочет -

Говорит, что укусить хочет.... (Гусь)

У нее ноги - как ласты,

Клюв плоский, красный,

- Кря-кря-кря, - плывет по реке,

Ест зерно и щиплет травку ...  (Утка)

Я птица важная, ни с кем я не дружу,

От важности надутый я хожу,

Бываю белым я и чёрным, как земля,

На клюве у меня висит петля

...(Индюк)

2) «Отвечай быстро называй»

(Работа с корр. таблицей).

- Сколько лап у индюка?

- Сколько гребешков у курицы?

- Сколько копыт у петуха?

- Сколько у гуся хвостов?

- У кого есть бородка?

- Сколько крыльев у утки?

- У кого еще есть крылья, кроме птиц? (Бабочка, комар, муха, пчела и т.д.)

- Где мы еще можем увидеть крылья? (Самолет)

3) «Скажи ласково»

(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, работа с корр. таблицей).

Цыпленок, а ласково цыпленочек.

Петух, а ласково петушок.

Утка, а ласково уточка.

Гусь, а ласково гусачок.

4) Физкультминутка.

занятие в средней группе, конспект занятия в средней группе, занятие домашние птицы средняя группа, домашние птицы конспект занятия средняя группа

5) Составление сложно-придаточного предложения с союзом а.

(На мольберте картинки петуха, курицы, кошки, индюка)

Воспитатель. Представляете, кошка говорит, что она похожа на курицу. Так ли это?

- Что общего у кошки и курицы?

- Чем они отличаются? ( «Кошка - животное, а курица - птица.» «У кошки четыре лапы, а у курицы - две.» и т. д.)

6) Проблемный вопрос

 - Все они живут на птичьем дворе. А кто за ними ухаживает, кормит, поит, строит жилье?

- Как вы думаете, смогли бы домашние птицы прожить в лесу? Почему?

- А зачем они человеку? Какую пользу они приносят? (Мясо, яйца, пух, перо)

7) Пальчиковая гимнастика

Шла уточка каемочкой, (ребром ладони имитируют ходьбу)

Вела своих детенышей:

Большого и малого, (поочередно показывают пальцы рук)

Среднего, последнего. (Поочередно показывают пальцы рук)

Подкрались два лисенка,

Потащили в лес утенка ... (делают руками движения, будто что-то хватают)

8) «Помоги птицам»

- Разбрелись птицы с птичьего двора. Помоги им встретится, соедини членов одной семьи, проведи карандашом дорожку и скажи, кто с кем встретился (работа в тетради)

 занятие в средней группе, конспект занятия в средней группе, занятие домашние птицы средняя группа, домашние птицы конспект занятия средняя группа

III. Итог. Рефлексия

-Что интересного вы узнали сегодня?

Какие игры вам понравились больше всего? Можете ли вы играть в них дома?

Метки: занятие в средней группе, средняя группа, развитие речи в средней группе