Программное содержание:
— продолжать закреплять знания дошкольников о весенних явлениях природы, побуждать к игровому и речевому взаимодействию со взрослыми и детьми;
— учить составлять предложения по опорным схематичным картам;
— упражнять в умении узнавать жизнь по определенной характерной особенности;
— согласовывать существительное с прилагательным;
— обогащать словарь названиями птиц, насекомых, диких животных;
— упражнять в произношении чистоговорок;
— развивать логическое мышление, используя различные экологические ситуации в природе;
— воспитывать бережное отношение к живой природе, охранять и правильно вести себя в природе
Материал: панорама леса, извилистая тропинка, лавочка, стол, птичка, деревце с поломанной веточкой, зайчик (игрушка), жук, схемы описания птиц, телевизор, загадки к игре «Узнай животное», бинт, запись пения птиц, предметные картины для описания времени года весны.
Ход занятия во 2 младшей группе детского сада
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами совершим в путешествие в лес. Но, сначала, скажите, какое сейчас время года?
Воспитатель: Мы ждали весну, тосковали по ее теплу. А чтобы быстрее весна приходила, звали ее. Давайте вспомним как:
Весна-Красна приходи
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день
Воспитатель: Вот и пришла Весна. Ой, Весна, Весна, а ты нам принесла?
Воспитатель: Дети, что несет с собой весна? (Воспитатель картинками — подсказками помогает описать характерные особенности весны)
— Теплое солнышко
— Весенний дождик,
— Зеленую траву,
— Листочки на деревьях,
— Просыпаются насекомые,
— Вернулись из теплых краев птицы.
Воспитатель: И мы пойдем в весенний лес, порадуемся весеннему дню. А вот и тропинка (идем по тропинке и говорим чистоговорки) и произнесем слова:
— ма-ма-ма закончилась зима
— на-на-на начинается весна
— ва-ва-ва вдруг выглянет трава
— да-да-да в ручейке журчит трава
— цы- цы-цы прилетели к нам скворцы
Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети, вы слышите, как весело поют птички? (Грамзапись щебета птиц, прислушиваемся) Это они так радуются весне. Но, я заметила на дереве птичка какая-то грустная.
Воспитатель: Птичка, птичка, почему ты грустная? Я догадываюсь, что за беда случилась в ней. Она прилетела из теплых краев к своему гнездышка, а гнездышка-то нет. Посмотрите, кто-то сломал веточку и гнездышко рассыпалось.
Воспитатель: Хорошо кто-то сделал, что сломал веточку? А почему нельзя ломать веточки деревьев и кустов? (веточка засохнет, как ребенок, ей больно, она может засохнуть и уже никогда на ней не будет листочков, плодов)
Воспитатель: А еще, дети, деревья делают воздух чистым. Эту веточку еще можно спасти, если мы ее перевяжем бинтиком, оно прирастет и заживет (выполняю работу).
Воспитатель: Вот так! А вот птице мы уже не поможем. Ей нужно построить свое новое гнездышко. Но мы можем развлечь птичку, если расскажем о ней. (Подходим к столу где лежат карты — схемы и составляем рассказ о птицах)
Воспитатель: Ну что же, идем дальше по лесной тропинке (проходим по дорожке)
Воспитатель: Ой, слушайте, кажется, кто-то жалобно плачет. (Зайка сидит под кустом)
Воспитатель: Зайчик, не грусти, вот мы с тобой развлечемся и поиграем в игру
Игра «Расстроенный зайчик»
(Дети становятся в круг, выбирается зайчик, который приседает в центре круга)
Почему зайчик сидишь
Расстроившись и молчишь?
Зайчик скок, зайчик скок
Зайчик скок, скок, скок (играют 2 раза)
Воспитатель: Зайчик, понравилась тебе наша игра? А Зайчик то совсем и невеселый. Давайте увидим, что же с ним? (Беру на руки)
Воспитатель: Ой, и у него лапка поранена. Деты, вы знаете, что зайчик как и мы радовался теплу: вот здесь в лесу прыгал, веселился и наступил на стекло от банки.
Воспитатель: Дети, откуда здесь взялось стекло от банки? (Предположение детей)
Воспитатель: А для чего мальчики принесли банку в лес? А что делать, чтобы этого не произошло?
Воспитатель: Вот, видите, что из этого вышло: мог стеклом порезаться не только Зайчик, но и кто-то из нас. Деты, нам надо помнить, что мусор бросать нельзя ни на улице, ни во дворе, ни в лесу.
Воспитатель: Нам надо помочь Зайчику, перевязать ему лапку бинтом. (Перевязываем лапку и садимся под кустом)
Воспитатель: Вы, наверное, уже устали, давайте присядем на лавочку, под кустиком и отдохнем вместе с ним и вспомним какие дикие животные еще живут в лесу?
Дидактическая игра «Узнай животное»
На экране телевизора появляется частица тела животного, дети отгадывают кому она принадлежит и объясняют почему.
Иллюстрация острые зубы — у волка, у него острые зубы;
Иллюстрация хвоста — лисички, потому что у лисички пушистый хвост;
Иллюстрация длинные ушки — зайчик, у него длинные ушки;
Иллюстрация большие рога — олень, потому что у него большие рога;
Иллюстрация острые колючки — еж, потому что у него острые колючки.
(После отгадки, появляются животные)
Воспитатель: Вот и вспомнили лесных жителей. Пошли, дети, дальше по лесной тропинке. Как хорошо гулять, когда вокруг чисто … О, а это что за куча мусора? (Обертки от конфет) А под ней кто-то есть. (Вытягиваю жука)
Воспитатель: Жук, как ты туда попал? Он говорит, что отдыхали на травке когда шли по дорожке дети, ели конфеты, мороженое, а бумажки выбросили и попали прямо на него. Для вас, дети, бумажки легкие, а для букашек очень тяжелые, и жук не смог оттуда выбраться.
Воспитатель: Дети, скажите, что надо было сделать с бумажками, когда вы что-то ели на улице? (Предположение детей)
Воспитатель: Хорошо, если бы вы все так делали то везде было бы очень чисто и красиво и не страдали бы насекомые. Ползи, солнышко в травку. А мы давайте соберем бумажки и отнесем на помойку. (Дети собирают бумажки)
Воспитатель: Я, дети, благодарю вас за самых маленьких жителей леса.
Кто же они? (Насекомые)
Воспитатель: Давайте, еще поиграем с вами, и вспомним какие же есть козявки.
Игра «Составь насекомое»
(Дети составляют картинку и называют насекомое)
Воспитатель: Вот видите, как хорошо что мы сегодня пришли в лес не просто прогуляться, но и помочь. А кому мы помогли? (Деревце, насекомые, зайчик, жук)
Итог
Воспитатель: Малыши, мы с вами сегодня играли в прогулку, а когда вы действительно попадете в лес или парк, я надеюсь, что вы никогда не будете ломать ветки на деревьях, не будете швырять бумагу, пакеты, не будете разбивать стекла, тогда всем будет приятно от окружающей чистоты.