Программное содержание:
— способствовать психологическому развитию и социализации детей;
— уточнить и расширить представление детей о дружбе, товариществе, дружеских взаимоотношениях между людьми;
— развивать коммуникативно – речевые способности;
— умение легко и непринужденно общаться, договариваться со взрослыми и сверстниками, находить выход из различных ситуаций;
— развивать умение высказывать собственное моральное суждение;
— развивать внимание, воображение, память, мышление, умение различать и называть эмоциональное состояние;
— вызвать положительные эмоции, используя элементы игровых упражнений;
— воспитывать доброту, чуткость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения между детьми посредством произведения В. А. Сухомлинского.
Материал: «волшебная» шкатулка для приветствия (сюрпризный момент), клубок ниток, рассказы для детей о дружбе, иллюстрации к произведениям, кукла, цветок «Дружбы», дидактическая игра «Правила поведения в детском саду».
Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Что такое дружба», дидактическая игра «Кто с кем дружит?», хороводно – подвижная игра «В этом доме мы семья», рассмотрение иллюстраций на развитие эмоций и эмпатии.
Ход занятия в средней группе детского сада
Сюрпризный момент
Воспитатель: Доброе утро, дети! Вы такие сегодня красивые, красивые, веселые. Я хочу, чтобы ваше хорошее настроение сопровождало вас на протяжении всего дня и поэтому приготовила для вас сюрприз. Взгляните — это волшебная шкатулка, она нам сегодня поможет. Вам интересно узнать что там? Тогда давайте сядем все в круг и с помощью волшебного клубочка сплетем паутинку комплиментов.
Приветствие «Клубок комплиментов»
А начну первой я: «Ксюша, у тебя очень красивая улыбка…»
(дети по очереди передают клубок и говорят комплименты друг другу).
Воспитатель: Вот, посмотрите, какая красивая получилась у нас паутинка. Мы сложим ее в нашу волшебную шкатулку и она будет нас согревать вашими замечательными комплиментами, приятными словами в течение всего дня.
Воспитатель. — Дети, а знаете ли вы что такое дружба? А как нужно вести себя с друзьями и вообще с людьми? Я приглашаю вас послушать историю про 2 девочек…
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
— В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
— Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
(Воспитатель задает вопросы, а дети дают ответы и выбирают соответствующие картинки-изображения к произведению)
Вопросы детям по произведению.
— Молодцы, ребята, все правильно ответили.
— Ой, кто стучится, слышите?
(Заходит воспитатель с куклой-персоной)
Воспитатель: Добрый день, дети! Я к вам не одна пришла. Помните эту девочку? Да, это Светочка. Она мне рассказала на ушко, что ее привела в наш садик мама. В прошлый раз Светлане так понравилось в нашей группе, что она снова попросилась к нам.
-Дети, и не кажется ли вам, что Света какая-то грустная? Давайте спросим у нее что случилось?
(Дети задают вопросы кукле, а она через воспитателя-переводчика дает ответ на них)
-Дети, Светочка сказала, что дети из группы в которой она ходит постоянно ссорятся и совсем не умеют дружить. Светочка просит, чтобы вы рассказали ей правила поведения в детском саду. И тогда она сможет научить пользоваться ими детей в своей группе. (Дети рассказывают правила поведения в детском саду).
-Молодцы! Теперь Света все запомнила и научит этим правилам других детей.
– Дети, а вам интересно узнать еще о чем-то у Светы?
(Дети обмениваются вопросами с куклой-персоной)
-Малыши, сразу видно, что вы дружные, умеете дружить и знаете как надо вести себя в садике. Давайте вместе поиграем игру.
Хороводная игра «В этом доме мы семья»
Дети с воспитателем становятся в кругу, поют, выполняют соответствующие движения.
В этом доме мы семья (идут по кругу).
В этом доме мы семья, Мы и вы, и ты, и я! (останавливаются, руки в стороны, вперед к груди).
Руку дай тому, кто слева (левую руку в сторону – вниз).
Руку дай тому, кто справа (правую руку в сторону –вниз)
Мы – одна семья! (берутся за руки, поднимают их).
В этом доме мы семья, (идут по кругу)
В этом доме мы семья. Мы и вы, и ты, и я!
(останавливаются, руки в стороны, вперед, к груди).
Улыбнись тому, кто слева, (поворачивают голову влево, улыбаются соседу).
Улыбнись тому, кто справа (поворачивают голову вправо, улыбаются соседу).
Мы — одна семья! (Берутся за руки, поднимают их).
Вот, как хорошо быть дружными, мы действительно с вами стали как одна семья. И нашей Свете пора возвращаться в свою группу. Я провожу ее. До свидания, дети! Дети, как же хорошо, когда вы все такие дружные! Я надеюсь, не забудете правила дружбы и правила поведения в садике. Я предлагаю вам на память сложить цветок «Дружбы»
Дидактическая игра «Цветок Дружбы»
Дети называют правила и выкладывают их на лепесточки цветка.
Итог. Рефлексия
Понравилось ли вам сегодня занятие?
Что больше всего запомнилось вам сегодня?
Мне тоже было очень приятно и интересно вместе с вами, потому что вы настоящие друзья!