Цель.

Формировать представление: о воздухе, его свойствах, значении для жизни человека и других живых организмов; о профессии синоптика.

Углублять знания о направлении, скорости, силе ветра, приборах для их определения (флюгер).

Упражнять в математических и умственных действиях с помощью корректурных таблиц.

Закреплять навыки ориентирования в пространстве.

Развивать мышление, речь детей, исследовательские и математические умения.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природной среде.

Материал: стаканы с водой, соломинки, воздушные шарики, фен, вентилятор, карточки с изображением предметов, явлений, которые очищают, загрязнённый воздух, картинки, свидетельствующие о разной силе и скорости ветра, изображения домов с флюгерами, корректурные таблицы (для каждого ребенка).

Ход занятия в подготовительной группе детского сада

Воспитатель. — Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Дети, скажите, какая бывает природа? Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)? А что относится к неживой природе (камни, вода, воздух, земля, звезды)? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

«Нельзя ни выпить, ни съесть,

Не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета,

Не мягкий и не твердый,

Неслышимый, невидимый, но всем так необходимый?» (Воздух).

Правильно, это воздух. Дети, что вы знаете и можете сказать о воздухе? (Мы дышим воздухом) Что такое воздух попробуем разобраться с вами.

Опыт «Воздух-невидимка»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в ладошки, взглянуть на него сквозь пальцы.

— Удалось ли вам увидеть воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, поэтому мы его не видим)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе изображение стекла, как символ прозрачности воздуха.

— А где воздух? Он окружает нас повсюду. Как вы считаете, есть ли воздух в нас самих? Проверим это.

Опыт «Есть ли воздух в человеке?»

Дети объединяются в две группы. Участники первой группы дуют через коктейльную соломинку в стакан с водой, остальные наблюдают.

— Что вы видите? (Пузырьки) Эти пузырьки и есть воздух. А кто их создал? (Мы сами) Какой сделаем вывод? (В человеке есть воздух) Как еще это можно проверить?

Воспитатель предлагает детям второй подгруппы надуть воздушные шарики, остальные наблюдают и считают до десяти.

— Что случилось с шариком? (Он увеличился) Почему? (Мы наполнили его воздухом) Откуда у нас воздух? (Мы вдыхали его через нос, а выдыхали через рот в шарик) Какой можем сделать вывод? (Воздух есть внутри каждого человека).

Воспитатель предлагает выставить на фланелеграфе изображение воздушного шарика и стаканы с водой и соломинкой.

— Мы уже знаем, что воздух невозможно увидеть, а можно его почувствовать? Проверим.

Опыт «Как почувствовать воздух?»

Воспитатель предлагает детям помахать рукой перед лицом, подуть на свою ладошку.

— Благодаря чему мы чувствуем движение воздуха? (Благодаря коже)

Воспитатель включает фен и направляет теплый воздух на детей.

— Какой воздух вы почувствовали? (Включает вентилятор) А теперь? Вывод: воздух может быть теплым и холодным, менять свою температуру.

Воспитатель предлагает выставить на фланелеграфе изображение термометра.

Опыт «Можно обойтись без воздуха?»

— Как думаете, может ли человек жить не дыша? Предположим, что нет, и проверим это.

Дети закрывают нос и рот пальчиками и стараются не дышать несколько секунд.

— Можем ли мы жить без воздуха? Кому еще нужно для жизни воздух? (Насекомым, животным, растениям)

На фланелеграфе выставляются изображения насекомых, животных, растений.

— Всему живому на Земле необходим чистый воздух. К сожалению, часто люди загрязняют воздух вместо того, чтобы заботиться о его очистке.

Упражнение «Хорошо-плохо»

Дети рассматривают карточки, на красную полоску выкладывают те, на которых изображены явления, загрязняющие воздух (автомобильные выхлопы, выбросы заводов, дым костра, аэрозольные баллончики, пыль), на зеленую — карточки с изображениями того, что очищает воздух (деревья, цветы, кусты, снег, дождь)

— А сейчас отгадайте загадку: «Рукавом махнул — деревья нагнул». (Ветер) Вот в нашу комнату пришел легкий ветерок. (Включает вентилятор)

Физкультминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

— Что же такое ветер? Да, ветер — это движение воздуха. (Воспитатель обращает внимание на картинки, на которых показано действие ветра различной силы.) Давайте подберем соответствующие слова — Название ветра (ветерок, ветрище, ураган)

Силу ветра оценивают синоптики. Это люди, которые знают все о погоде, и даже умеют ее предвидеть. Самую низкую оценку получил легкий ветерок, а самую высокую — ураган. Он такой сильный, что может вырывать деревья с корнями и срывать крыши с домов. Хорошо, что он у нас не частый гость.

Скорость и силу ветра синоптики измеряют с помощью специального прибора, который называется анемометр.

Воспитатель демонстрирует картинку с изображением дома с флюгером на крыше.

— Кто знает, что это на крыше дома? Это флюгер. Он показывает направление ветра и его скорость.

Дидактическое упражнение «Раскрути ветрячок»

Дети дуют на ветрячок, соревнуясь, чей «ветерок» будет сильнее и чья мельница крутиться быстрее.

— Какую пользу дает ветер? (Опыляет растения, разносит их семена, сушит белье, заставляет двигаться парусники, приносит тепло или прохладу, проветривает помещения).

— А какой вред может нанести? (Ломает деревья, разрушает дома, топит в море корабли, срывает крыши, обрывает провода, заносит песками плодородные земли)

Работа с корректурной таблицей «Воздух и ветер»

— Каким числом обозначен вентилятор?

— Что находится слева от вентилятора?

— Какая картинка расположена над деревом?

— Между какими картинками размещен дым?

— Накройте треугольником прибор, с помощью которого определяют силу ветра.

— Накройте кружочками объекты, которые подсказывают направление ветра. (Флаг, дым, дерево, бумажный змей)

— Отметьте квадратами предметы, которые охлаждают воздух в помещении (кондиционер, вентилятор)

— Назовите номера предметов, которые защищают человека в непогоду (9, 12)

— Назовите номера предметов, с помощью которых можно играть с воздухом (4, 7).

Итог. Рефлексия.

— Заканчивается наше занятие. О чем мы сегодня с вами говорили? Что мы узнали о воздухе?

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

двадцать − 11 =

Отправить