Цель.
Формировать представление: о воздухе, его свойствах, значении для жизни человека и других живых организмов; о профессии синоптика.
Углублять знания о направлении, скорости, силе ветра, приборах для их определения (флюгер).
Упражнять в математических и умственных действиях с помощью корректурных таблиц.
Закреплять навыки ориентирования в пространстве.
Развивать мышление, речь детей, исследовательские и математические умения.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природной среде.
Материал: стаканы с водой, соломинки, воздушные шарики, фен, вентилятор, карточки с изображением предметов, явлений, которые очищают, загрязнённый воздух, картинки, свидетельствующие о разной силе и скорости ветра, изображения домов с флюгерами, корректурные таблицы (для каждого ребенка).
Ход занятия в подготовительной группе детского сада
Воспитатель. — Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Дети, скажите, какая бывает природа? Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)? А что относится к неживой природе (камни, вода, воздух, земля, звезды)? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
«Нельзя ни выпить, ни съесть,
Не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета,
Не мягкий и не твердый,
Неслышимый, невидимый, но всем так необходимый?» (Воздух).
Правильно, это воздух. Дети, что вы знаете и можете сказать о воздухе? (Мы дышим воздухом) Что такое воздух попробуем разобраться с вами.
Опыт «Воздух-невидимка»
Воспитатель предлагает детям поймать воздух в ладошки, взглянуть на него сквозь пальцы.
— Удалось ли вам увидеть воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, поэтому мы его не видим)
Воспитатель выставляет на фланелеграфе изображение стекла, как символ прозрачности воздуха.
— А где воздух? Он окружает нас повсюду. Как вы считаете, есть ли воздух в нас самих? Проверим это.
Опыт «Есть ли воздух в человеке?»
Дети объединяются в две группы. Участники первой группы дуют через коктейльную соломинку в стакан с водой, остальные наблюдают.
— Что вы видите? (Пузырьки) Эти пузырьки и есть воздух. А кто их создал? (Мы сами) Какой сделаем вывод? (В человеке есть воздух) Как еще это можно проверить?
Воспитатель предлагает детям второй подгруппы надуть воздушные шарики, остальные наблюдают и считают до десяти.
— Что случилось с шариком? (Он увеличился) Почему? (Мы наполнили его воздухом) Откуда у нас воздух? (Мы вдыхали его через нос, а выдыхали через рот в шарик) Какой можем сделать вывод? (Воздух есть внутри каждого человека).
Воспитатель предлагает выставить на фланелеграфе изображение воздушного шарика и стаканы с водой и соломинкой.
— Мы уже знаем, что воздух невозможно увидеть, а можно его почувствовать? Проверим.
Опыт «Как почувствовать воздух?»
Воспитатель предлагает детям помахать рукой перед лицом, подуть на свою ладошку.
— Благодаря чему мы чувствуем движение воздуха? (Благодаря коже)
Воспитатель включает фен и направляет теплый воздух на детей.
— Какой воздух вы почувствовали? (Включает вентилятор) А теперь? Вывод: воздух может быть теплым и холодным, менять свою температуру.
Воспитатель предлагает выставить на фланелеграфе изображение термометра.
Опыт «Можно обойтись без воздуха?»
— Как думаете, может ли человек жить не дыша? Предположим, что нет, и проверим это.
Дети закрывают нос и рот пальчиками и стараются не дышать несколько секунд.
— Можем ли мы жить без воздуха? Кому еще нужно для жизни воздух? (Насекомым, животным, растениям)
На фланелеграфе выставляются изображения насекомых, животных, растений.
— Всему живому на Земле необходим чистый воздух. К сожалению, часто люди загрязняют воздух вместо того, чтобы заботиться о его очистке.
Упражнение «Хорошо-плохо»
Дети рассматривают карточки, на красную полоску выкладывают те, на которых изображены явления, загрязняющие воздух (автомобильные выхлопы, выбросы заводов, дым костра, аэрозольные баллончики, пыль), на зеленую — карточки с изображениями того, что очищает воздух (деревья, цветы, кусты, снег, дождь)
— А сейчас отгадайте загадку: «Рукавом махнул — деревья нагнул». (Ветер) Вот в нашу комнату пришел легкий ветерок. (Включает вентилятор)
Физкультминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
— Что же такое ветер? Да, ветер — это движение воздуха. (Воспитатель обращает внимание на картинки, на которых показано действие ветра различной силы.) Давайте подберем соответствующие слова — Название ветра (ветерок, ветрище, ураган)
Силу ветра оценивают синоптики. Это люди, которые знают все о погоде, и даже умеют ее предвидеть. Самую низкую оценку получил легкий ветерок, а самую высокую — ураган. Он такой сильный, что может вырывать деревья с корнями и срывать крыши с домов. Хорошо, что он у нас не частый гость.
Скорость и силу ветра синоптики измеряют с помощью специального прибора, который называется анемометр.
Воспитатель демонстрирует картинку с изображением дома с флюгером на крыше.
— Кто знает, что это на крыше дома? Это флюгер. Он показывает направление ветра и его скорость.
Дидактическое упражнение «Раскрути ветрячок»
Дети дуют на ветрячок, соревнуясь, чей «ветерок» будет сильнее и чья мельница крутиться быстрее.
— Какую пользу дает ветер? (Опыляет растения, разносит их семена, сушит белье, заставляет двигаться парусники, приносит тепло или прохладу, проветривает помещения).
— А какой вред может нанести? (Ломает деревья, разрушает дома, топит в море корабли, срывает крыши, обрывает провода, заносит песками плодородные земли)
Работа с корректурной таблицей «Воздух и ветер»
— Каким числом обозначен вентилятор?
— Что находится слева от вентилятора?
— Какая картинка расположена над деревом?
— Между какими картинками размещен дым?
— Накройте треугольником прибор, с помощью которого определяют силу ветра.
— Накройте кружочками объекты, которые подсказывают направление ветра. (Флаг, дым, дерево, бумажный змей)
— Отметьте квадратами предметы, которые охлаждают воздух в помещении (кондиционер, вентилятор)
— Назовите номера предметов, которые защищают человека в непогоду (9, 12)
— Назовите номера предметов, с помощью которых можно играть с воздухом (4, 7).
Итог. Рефлексия.
— Заканчивается наше занятие. О чем мы сегодня с вами говорили? Что мы узнали о воздухе?