Программное содержание:
Продолжать учить дошкольников составлять предложения с помощью символов; закрепить с детьми знания о зиме, о зимних явлениях в природе (снегопад, ветер, метель, мороз), загадки о них, отвечать на вопросы полным предложением, обогащать лексический запас существительными, прилагательными, глаголами.
Развивать речь дошкольников, речевой аппарат,логическое мышление, воображение, память, познавательный интерес.
Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.
Предварительная работа: беседа о зиме, ее признаках, чтение стихов, загадок, примет о зиме, наблюдения на прогулке за погодой.
Оборудование: декорации для зимней поляны, загадки про зимние явления, ведерки со льдом и снегом, карточки зимней одежды, три бумажные снежинки, листы белого цвета, свеча, краска голубого цвета, влажные салфетки, клеенка, аудиоаппаратура.
Ход занятия в средней группе детского сада
1. Вступительная часть
Воспитатель. — Дети, посмотрите, пока мы с вами на несколько минут покинули группу, здесь что-то чрезвычайное произошло. И группа какая-то сказочная, а сколько гостей к нам пожаловало! Гостям мы всегда рады, поэтому давайте поздороваемся.
-А теперь с хорошим настроением возвращаемся в нашу сказочную группу и остановимся вот здесь на поляне. И чтобы узнать кто такую красоту сделал, отгадайте загадку:
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?….(зима)
2. Основная часть:
— Да, здесь погостила зима, засыпала все беленьким, пушистым снежком. А что это за тропинка?
— Взгляните, зима оставила нам два ведерка давайте посмотрим, что в них! (Лед и снег)
Исследовательская деятельность
— Возьмите понемножку снега в руки и сожмите его. Скажите снег какой? Он прозрачный или нет? Можно снег брать в рот?
— Возьмите лед в руки и скажите, он какой? Посмотрим, он прозрачный или нет. Я возьму бумагу красного цвета и положу ее сзади льда. Что вы заметили?
— Какой вывод можно сделать? Почему ваши ручки стали мокрыми? Из чего образуется лед?
— Приседайте на снежные палатки, так как они тепленькие потому что сказочные, и поговорим о зиме.
— Скажите, вам нравится время года зима?
— А за что вы ее любите? Расскажите?
Игра «За что я люблю зиму»
(Составление предложения из собственного опыта)
— Действительно, как можно ее не любить когда она приносит нам много праздников и волшебную сказку.
— Какие праздники нам приносит зима?
Упражнение «Что-то здесь не так»
Ошибки бывают разные:
И маленькие и очень большие
Чтобы в жизни их не делать
Будем сейчас их ловить.
Приготовьте ладошки и слушайте внимательно:
1. Зимой в поле все цветет
И васильки и рожь.
2. Греет солнце золотое —
Ласково и приветливо.
3. Морозец щиплет щечки
Зовет детишек к речке
Чтобы купаться и нырять
И под солнцем загорать.
— Дети, услышали ли вы ошибку в стишке?
— Зима, она какая?
— Вспомните, какие стихи о зиме вы знаете?
Упражнение «Три снежинки»
— Дети, посмотрите, что это за сундук, что же в нем? А почему именно три снежинки? Подумайте? Давайте вспомним, как они называются?
1. Из трёх зимних братьев,
Он первым явился.
Морозом и снегом,
Успел поделиться! (Декабрь)
2. Начинает календарь
Месяц с именем (Январь)
3. После братца Января
Служить очередь моя.
Помогают мне подруги:
Снежная метель и вьюги. (февраль)
— А еще зима к нам приходит не сама, а со своими помощниками.
— Что это за помощники?
Игра «Отгадай»
(Загадки для детей на зимнюю тематику)
Тянет шапку дед на уши,
Баба одела шубу,
Здесь у нас один прогноз.
Есть на улице…(Мороз)
-Давайте повторим дети, кто помощники у зимы. Без них зима — не зима.
Упражнение «Что лишнее»
-Скажите, дети, а какие вещи мы надеваем зимой, когда идем на улицу гулять?
Посмотрите и скажите, какая вещь в каждом ряду лишняя.
Физкультминутка
Мы добросовестно работали
Долго не отдыхали
На зарядке, дорогие дети,
Надо хорошо отдохнуть
Руки — вверх, руки — вниз,
И легонечко прогнись.
Вправо, влево покрутись
И на месте остановись
А теперь присели, встали
Все, отдыхать уже устали.
Игра «Доскажи словечко!»
Лепить из снега… (снеговика)
Кататься с горки на … (санях)
На катке катаются на …(коньках)
Съехать на санках с … (горки)
По лыжне катаются на… (лыжах)
Зимой строить крепость из… (снега)
Мороз рисует узор на … (окне)
Положить птицам зерна в… (кормушку)
Нетрадиционное рисование «Подарок зиме»
Припоминание техники безопасности с художественными принадлежностями. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь при необходимости.
— Молодцы! Вы хорошо поработали! Зима будет очень рада нашим подаркам.
3. Заключительная часть
Воспитатель. Дети, молодцы вы очень хорошо сегодня работали на занятии. Все про зиму вспомнили. К сожалению, зиме пора с нами прощаться, потому что завтра на ее место придет другая гостья.
— Какая?
— А понравилось ли вам занятие?
— Что больше всего?
— Возникали ли трудности?