Цель:
— продолжать учить детей определять местоположение предметов в пространстве, пользуясь понятиями «слева», «справа», «около», «перед», «за», «вверху», соотносить величины предметов, количество предметов с цифрами, понимать слова и выражения: больше на один, меньше на один, поровну, столько же, упражнять в количественном счете в пределах 5, в обследовании знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник; шар, куб);
— закрепить количественный и порядковый счет в пределах 3;
— закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
— ориентироваться во времени, правильно употреблять слова: сначала — потом, вчера — завтра;
— развивать произвольную память, речь, мышление;
— воспитывать интерес к математике, внимательность, организованность.
Материал:
раздаточный: карточка с двумя полосками (сверху красная, внизу синяя), карточки с цифрами 1, 2, 3; шаблоны одного медвежонка, двух лисят, трех зайчат, трех божьих коровок (папа, мама, сын), трех листочков, разных по величине.
Ход занятия во 2 младшей группе детского сада
Воспитатель: Дорогие дети, сегодня мы отправляемся в путешествие.
А как мы поедем? Думаю, поездом будет удобнее. Здесь нам поможет игра «Поезд».
Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Поезд трогается.
Наш поезд трогается,
Вагоны бегут,
А в поезде этом
Малыши сидят.
Тук — тук, тук — тук — тук.
Воспитатель: Первая остановка — часть суток. Послушайте письмо, которое написал нам мой знакомый мальчик Вася про свой день.
Утром я ложусь спать,
На ужин днем жду.
Вечером в сад иду,
А ночью сказки читаю.
Ничего ли не перепутал мальчик? Что вы делаете утром (днем, вечером, ночью)?
Воспитатель: Как называется часть суток, с которой начинается день? (Утро).
Воспитатель: Что в природе происходит утром? (Встает солнышко).
Воспитатель: Как называется часть суток, когда солнышко поднимается выше, светит ярко? (День).
Воспитатель: Как называется следующая часть суток и что происходит в природе? (Вечер. Солнышко садится, на улице темнеет).
Воспитатель: Светит месяц, на улице темно. Почему? (Это ночь).
Воспитатель: Сколько звезд на небе ночью? (Много).
Воспитатель: А месяц? (Один).
Воспитатель. Дети, возьмите себе по картинке с изображением частей суток и встаньте по порядку, а именно: покажите, что происходило в природе сначала, что — потом.
При необходимости воспитатель дает словесные инструкции.
Воспитатель: Молодцы, дети! Читаю письмо от Васи дальше, а вы, если услышите ошибку, исправьте ее.
Вчера я пойду в парк,
Буду с друзьями гулять.
Завтра я к врачу ходил,
Потому что у меня зуб болел.
Дети исправляют ошибки.
Воспитатель: А сейчас садимся в наш поезд. Приготовились? Поехали!
Наш поезд трогается,
Вагоны бегут,
А в поезде этом
Малыши сидят.
Тук — тук, тук — тук — тук.
Воспитатель: Вторая остановка — геометрические фигуры.
Эта остановка — загадочная.
Здесь фигуры, будто звезды,
Все известны, всем нужны.
Скорей ты найди фигуру
И о ней расскажи.
Аня, найди среди звезд круг. Расскажи о нем. (Круг умеет катиться вперед и назад, у него гладкая и ровная сторона).
Воспитатель: Правильно, молодец. Теперь Ира найдет среди звезд квадрат и расскажет о нем. (У квадрата есть углы и стороны).
Воспитатель: Сколько сторон (углов) у квадрата? (Четыре).
Воспитатель: Сережа найдет среди звезд треугольник. Почему эта фигура называется треугольник? (У этой фигуры три угла и три стороны).
Воспитатель: Молодец, Сережа. Воспитатель берет в руки куб. Ребята, а как называется эта геометрическая фигура? (Это — куб, у него есть углы и стороны). Воспитатель берет в руки шар.
Воспитатель: Дети. Что я держу в руках? (Шар). Какой он? (Гладкий, круглый, может покатиться в разных направлениях.)
Воспитатель: Назовите предметы, похожие на шар? (Мяч, воздушный шарик, яблоко).
Воспитатель: Кто это? Попробуй отгадай! (Колобок).
Убежал от деда и от бабы.
А от кого еще? Вспомни!
Дети, расскажите, что в сказке было сначала? (Баба замесила тесто, сделала колобок, изжарила его и положила на окошко, чтобы остыл).
Воспитатель: Что произошло потом? (Покатился Колобок убежал от бабы и деда).
Воспитатель: Кого первого встретил Колобок? (Зайца).
Воспитатель: Кого второго встретил Колобок? (Волка).
Воспитатель: Кого третьего встретил Колобок? (Медведя).
Воспитатель: Кого встретил Колобок в конце сказки? (Лису).
Воспитатель: Покатился Колобок. А мы будем путешествовать дальше. Занимайте свои места.
Наш поезд трогается,
Вагоны бегут,
А в поезде этом
Малыши сидят.
Тук — тук, тук — тук — тук.
Воспитатель: Третья остановка — цветочная поляна. Дети, давайте отдохнем на ней, а пока будем отдыхать, поиграем в игру: тот, кого из вас я назову, должен принести столько цветов, какую цифру я покажу.
Цветы мы в букет соберем
И в садик заберем.
Какая это цифра? (Три).
Воспитатель: Саша, принеси, пожалуйста, мне столько же цветов. Воспитатель показывает цифры в пределах 3.
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг. Бабочки и пчелы, муравьи и жуки. У них есть общее название – это (насекомые).
Воспитатель: Насекомые являются украшением природы. А сейчас мы поиграем в игру «Где находится бабочка?»
Воспитатель размещает бумажную бабочку в разных местах относительно цветка: справа, слева, возле цветка, перед цветком, с цветком. Дети называют место нахождения предмета в пространстве.
Воспитатель: Нашей бабочке нравится играть с нами. Давайте ему и его друзьям подарим цветы.
Воспитатель выкладывает пять бабочек на фланелеграфе.
Воспитатель: Сколько всего бабочек прилетело? (Пять).
Воспитатель: Для каждого мотылька нужен цветок. Воспитатель выкладывает четыре цветка. Что вы заметили? (Бабочек больше на одну).
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы бабочек и цветов стало поровну? (Добавить один цветок).
Сколько стало бабочек и цветов? (Поровну).
Воспитатель: Одна бабочка улетела. Чего теперь больше? (Цветов).
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы вновь предметов стало поровну? (Убрать один цветок).
Воспитатель: Молодцы. Бабочки остались довольны. А теперь садимся в поезд и возвращаемся в детский сад.
Наш поезд трогается,
Вагоны бегут,
А в поезде этом
Малыши сидят.
Тук — тук, тук — тук — тук.
Воспитатель: Вот мы и приехали в садик. Цветы поставим в вазу.
Воспитатель: Дети, садитесь за столы. Перед каждым из вас семья божьих коровок: папа, мама и малыш-сынок. Сколько всего жучков? (Три).
Воспитатель: Кто самый большой? (Папа).
Воспитатель: Кто меньше папы? (Мама).
Воспитатель: Кто самый маленький? (Сын).
Воспитатель: Кто идет первым? (Папа).
Воспитатель: Вторым? (Мама).
Воспитатель: Третьим? (Сын).
Воспитатель: Божьи Коровки не могут найти свои листочки. Давайте поможем жучкам: их надо посадить каждого на свой листочек.
Воспитатель: Молодцы, дети, помогли жучкам отыскать свои листочки.
Воспитатель прикрепляет на фланелеграфе иллюстрацию «На лесной поляне».
Воспитатель: Рассмотрите рисунок. На поляне играют детеныши животных. Как называются эти животные? (Дикие).
Воспитатель: Сколько медвежат изображено? (Один).
Воспитатель: Сколько лисят? (Двое).
Воспитатель: Положите под красной полоской двое лисят.
Воспитатель: Сколько зайчат изображено на рисунке? (Трое).
Воспитатель: Положите под синюю полоску трое зайчат.
Воспитатель: А теперь положите цифры, соответствующие количеству животных.
Воспитатель: Какую цифру вы поставили у медвежонка? (Один).
Воспитатель: Почему? (Медвежонок один).
Воспитатель: А у лисят? (Два).
Воспитатель: Почему? (Двое лисят).
Воспитатель: Какую цифру вы поставили у зайчат? (Три).
Воспитатель: Почему? (Трое зайчат).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно посчитали детенышей.
Итог. Рефлексия
Дети, мы сегодня с вами
Путешествовали, играли и считали.
А теперь скажите мне:
Вам понравилось или нет? (Да!)
Воспитатель: Мне также понравились наши приключения. За то, что вы были умными, сообразительными, я угощу вас вкусненьким.