Цель:

Формировать у детей представление о воздухе как о природной среде.

С помощью простых опытов показать, что воздух есть повсюду, он движется, невидимый и может иметь определенный запах.

Рассказать о значении свежего воздуха для жизни человека.

Способствовать развитию связной речи: учить находить слова, характеризующие качества и свойства воздуха (невидимость, прозрачность, чистоту, легкость, теплоту, холод, запах) и тому подобное.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.

Развивать внимание, любознательность.

Учить детей видеть и ценить красоту окружающей среды.

Оборудование: воздушный шарик, мешочки с песком (по количеству детей), полиэтиленовые мешочки, шпилька, мелкие игрушки, перышки, мешочки с травами, картинки из цикла «Тайны воздуха», «Что загрязняет воздух», «Что очищает воздух», «Пусть воздух будет чистым»; аптечка, корзина с едой и водой; макеты деревьев, цветов, птиц, имитация костра, фитолампа; видеоматериал (мультяшные зайчик и ежик), проектор, аудиоматериал.

Предварительная работа: проведение бесед и экскурсий экологического направления; разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о воздухе, проведение дыхательной гимнастики и подвижных игр; выполнение детьми трудовых поручений (вытирание пыли с игрушек, мебели, комнатных растений).

Ход занятия в младшей группе детского сада:

Зал оформлен в виде леса: макеты деревьев, птиц, зеркала разрисованы деревьями (березка, тополь, ель), цветами (ландыш, одуванчик, колокольчик), травкой. Дети сидят на стульях поодаль оборудования.

Воспитатель: Дети, я хочу рассказать вам историю о друзьях, которые решили уйти в странствия, чтобы лучше познать тайны природы. Но хочу, чтобы вы мне помогли. Вы тоже друзья? (Ответ детей). Для путешествия мы возьмем с собой аптечку с лекарствами, корзину с едой и водой. (Воспитатель надевает ребенку сумку-аптечку, другому – дает корзину с пищей и водой). И пошли друзья по извилистой дорожке. (Звучит тихая музыка). Шли они долго, минуя различные препятствия на своем пути. И, наконец, попали на лесную поляну. Как здесь красиво – деревья, цветы, птички поют. (Звучит аудиозапись пения птиц). Кто знает, пение каких птиц слышно? (Ответы детей). А на каких деревьях сидят эти птички? (Воспитатель подводит детей к нарисованным деревьям, на которых прицеплены макеты птиц. Дети называют дерево и птичку на этом дереве. Воспитатель предлагает покормить птичек). Какие замечательные цветы растут в этом лесу. (Дети называют цветы).

Воспитатель: Вам здесь нравится? (Ответ детей). А как легко дышать. Дети, вы знаете, чем мы дышим? Послушайте загадку:

Глазами не увидишь,

Руками не возьмешь,

Но куда не пойдешь –

Всюду ты найдешь.

(Воздух)

— Правильно, это воздух. Воздух очень важен для всех на земле. Кто дышит воздухом? (Люди, животные, насекомые). А кому еще нужен воздух? (Растениям). Да, потому что без воздуха погибнет все живое. Хотите познакомиться с ним? (Да). Садитесь удобнее и слушайте. (Дети садятся на коврик).

Воспитатель: Вот, дети, воздух есть везде и всегда вокруг нас (показывает рукой) – вот здесь, и здесь, и там. Но он особенный, потому что мы, как бы и хотели, не видим его. Воздух невидимый, прозрачный. И сейчас мы это выясним.

Воспитатель проводит 1-е исследование: берет новенький полиэтиленовый пакет.

Воспитатель: Вот у меня в руках пакт. Какой он? (Пустая, прозрачная.) Сейчас я положу в нее игрушки — вам хорошо видно? Коснитесь сумки – чувствуете, что они здесь? А теперь я возьму другую пустую котомку. (Воспитатель раскрывает, встряхивает, завязывает открытый край пакета.) Какой теперь стал пакет? Что вы видите? (Он выпуклый.) Коснитесь его. Как вы думаете, внутри что-то есть? Вы что-то видите? (Нет.) Что же наполняет пакет? (Дети рассуждают: – Воздух.) Чтобы не было сомнения, мы это проверим.

Воспитатель проводит 2-е исследование: протыкает завязанный пакет острой шпилькой и, предложив нескольким детям быстренько подставить свои щечки, направляет на них струю воздуха из дырочки.

Воспитатель: Вы что-то чувствуете? Что именно? (Воздух.) А вы видите этот воздушный поток? (Нет.) Правильно, из проколотого пакета выходит воздух, но он незаметный для глаза, невидимый, прозрачный. Однако, если воздух нельзя видеть, его можно чувствовать нашей кожей, не так ли? А теперь подумайте и скажите мне: воздух может двигаться? (Ответы детей.)

Воспитатель проводит ІІІ — е исследование. Берет новенькую полиэтиленовый пакет, наполняет воздухом, протыкает его булавкой и направляет воздушную струю на перышки, на тарелочке.

Воспитатель: Почему они все разлетелись? Разве кто-то касался их? (Дети рассуждают.) Правильно, перышки сдвинул с места воздух, который выходил из дырочки, которая в пакете. Следовательно, воздух тоже может передвигаться, двигаться. Дети, а вы знаете, что ветер – это тоже воздух, но очень мощный. Когда мы на улице, то чувствуем его кожей, а когда в комнате, то, как мы выясним, что ветер есть? (Ответы детей.) Дети, а знаете ли вы — воздух легкий или тяжелый? Сейчас мы это проверим.

Воспитатель проводит ІV-то исследование. Предлагает поиграть с воздушным шариком. Для уравнивания дает мешочки с песком.

Воспитатель: Видите, шарик взлетает выше, чем мешочки. Почему? (Шарик легче, чем мешочки с песком.) Правильно. Потому что в нем воздух. Итак, теперь вы знаете, что воздух легкий.

— А сейчас подумайте и скажите мне, в какое время воздух теплый? (Теплое). А когда холодный? (Холодное.) Правильно. В какую пору года воздух бывает теплым (холодным)? (Ответы детей.) Теперь вы знаете, что воздух бывает теплым и холодным.

Воспитатель: Дети, давайте немножечко разомнемся.

Физкультминутка

Встанем дружно мы в кружок,

И поиграем разок.

Раз – поднялись, подтянулись.

Два – нагнулись, потянулись.

Над головою два хлопка,

Ну, а потом два прыжка.

Вдох и выдох, вдох и выдох –

Подышали глубоко,

Сели тихо и легко.

Дети садятся на коврик. Воспитатель предлагает подышать.

Воспитатель: Вы чувствуете, каким приятным запахом наполнен воздух? Чем это так пахнет? (Травой, цветами). Да, дети, видимо, потому что мы в лесу. Все эти деревья, цветы, трава имеют волшебные ароматы, которыми наполняется воздух. Давайте мы еще немного подышим этим воздухом. (Воспитатель предлагает прилечь на коврик, закрыть глаза. Звучит тихая музыка, зажженная фитолампа. Продолжительность 1-2 мин).

Воспитатель: Какой приятный запах имеет этот воздух. А как вы думаете, когда дома ремонт и пахнет краской, какой вы чувствуете запах? (Неприятный.) А какие еще вы знаете неприятные запахи? (Выхлопные газы, пыль, дым.) Да. Они не только неприятные, но и еще загрязняют воздух. Так вот, мы теперь знаем, что воздух имеет запахи – приятные и неприятные. А вы знаете, как можно сохранить ароматы леса? (Дети рассуждают.) Мы можем собрать целебные растения, засушить их и положить вот в такие мешочки. И в течение зимы чувствовать запахи целебных трав. (Воспитатель предлагает вдохнуть запахи через мешочки).

Воспитатель: Дети, вы чувствуете какой-то неприятный запах? Что это может быть? Пахнет дымом, но откуда он? (Воспитатель с детьми ищет, откуда дым.) И это же костер (имитация очага, благодаря игре света)! Кто его зажег и еще возле дерева! Дети, помогите мне потушить костер. (Воспитатель с детьми имитирует тушение очага словно водой). Ой, да еще и веточку на дереве сломали. Давайте полечим дерево. (Дети помогают воспитателю перевязать платочком веточку.) Какое хорошее дело мы сделали. Кто же такую беду натворил? Наверное, плохие люди. Дети, скажите, можно ли разводить костер возле деревьев? (Нет.) Только в соответствующем для этого месте. А когда покидаешь место отдыха, обязательно нужно погасить костер и убрать за собой мусор.

(Слышится чей-то плач).

Воспитатель: Кто это плачет? (Звук плача, на проекторе появляются мультяшные зайчик и ежик).

Зайчик: Ой, ой, ой! Я гулял по лесу и собирал грибочки для своего друга Ежика. Вдруг слышу какой-то хруст, увидел костер и так испугался. И когда побежал прятаться, споткнулся через сломанные ветки и повредил лапку. И теперь она болит.

Воспитатель: Не плачь, Зайчик. У нас есть аптечка, мы сейчас тебе поможем (дети помогают воспитателю перевязать лапку Зайчику и угощают его морковкой). А ты, Ежик, почему так горюешь?

Ежик: А я собирал целебные травы для чая, чтобы угостить Зайчика и попал в костер и обжег свои иголочки. Они очень пекут.

Воспитатель: Не печалься, Ежик. Мы твоей беде поможем. У нас есть мазь от ожогов (соответствующие действия воспитателя; дает мешочек с целебными травами для чая).

Ежик и Зайка (вместе): Спасибо за помощь, дорогие дети. А вот и наш подарок вам. (Угощают детей.)

Воспитатель: Спасибо и вам за гостинцы. Но уже пора идти домой. Попрощайтесь, дети, с нашими новыми друзьями. Понравилось ли вам путешествие? (Ответ детей.) Мы узнали в этом путешествии много нового для себя. Теперь мы знаем, что такое воздух, какое оно бывает.

Итог занятия (дети рассказывают о воздух).

Воспитатель: Мы узнали как надо вести себя в лесу, помогли Зайке и Ежику, тем самым приобрели новых друзей. А теперь пойдемте в группу.

Дети выходят из музыкального зала под бодрую музыку.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

семнадцать − десять =

Отправить