Цель:

Формировать у детей желание знакомиться, эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства, замечать выразительность образа; образное представление о предметах и ​​явлениях весной, выделять в них главное, типичные признаки, качества.

Учить замечать выразительные средства: цвет, форму, композицию.

Побуждать детей к самостоятельному выбору средств изображения при создании выразительных образов, используя различные технические навыки и приемы нетрадиционного рисования.

Продолжать закреплять у дошкольников приемы нетрадиционного рисования (мыльными пузырями, зубной щеткой, пальчиками, ладонью, поролоновой палочкой, ватными палочками).

Закрепить знания детей о понятии «пейзаж».

Развивать чувство гармоничности цвета, выразительности формы в процессе создания работ, фантазию, наблюдательность.

Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру, чуткость к восприятию весеннего пейзажа; одобрять: хорошие отношения, внимание друг к другу, активность, креативность и самостоятельность.

Материал: картина весеннего леса; записи звуков природы: «Шум леса, звук кукушки», «Дождь и гром»; игрушка — Снегирь, письмо от снегирей; руль, кепка — для игры «Машина»; фишки двух цветов для самооценки; схемы — подсказки использование техник нетрадиционного рисования; на каждого ребенка: тонированный лист бумаги, набор акварельных красок, кисточка, зубная щетка, поролоновые палочки, 2-3 ватные палочки, коктейльная трубочка, чаша с мыльным раствором (1 ч. л. гуашевой краски белого цвета + 1ч. л. воды + 2ч. л. моющего средства); емкость для воды, клеенка, салфетка, подставка для кистей.

Предыдущая работа: чтение и заучивание стихов, отгадывание загадок на весеннюю тему; беседы: «Влияние человека на природу», «Зеленый друг всегда помогает — нам тысячи ладошек протягивает», «Экологическая тропинка»; работа с таблицей «Правила поведения в лесу»; упражнения: «Что мы можем сделать для леса?», «Что бы вы сделали, если бы увидели …»; игра «Хорошо-плохо», «Отгадай по описанию»; подвижная игра «Машина»; наблюдения в природе, рассматривание репродукций весеннего пейзажа, закрепление понятия «пейзаж»; прослушивание записей «Звуки природы»; ознакомление со средствами, приемами и техниками нетрадиционного рисования и практическое закрепление на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

Ход занятия в средней группе детского сада:

1. Психогимнастика «Доброе утро»

2. Актуализация опорных знаний в процессе повторения.

Воспитатель. — Дети, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Кто в году 4 раза переодевается?»

(Растения: деревья, кустарники)

— А где растет много различных деревьев и кустарников?

(В лесу)

— Мы отправляемся в лес. А какое сейчас время года?

(Весна)

— А если мы попадем в лес весной, как его можно назвать?

(Весенний лес)

— Мы с вами отправляемся в весенний леса. Но перед тем, давайте, вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра «Можно — нельзя»

(Если согласны — хлопаем в ладоши, если нет — топаем ногами)

1. Шуметь.

2. Любоваться красотой природы.

3. Пугать птиц.

4. Ломать веточки деревьев и кустов.

5. Затаптывать травку.

6. Подкармливать птиц и животных.

7. Сорить.

8. Разжигать огонь.

9. Беречь растения.

10. Рвать много цветов.

11. Разрушать муравейники.

12. Беречь молодые растения.

13. Разорять гнезда птиц.

14. Убирать место отдыха после себя от мусора.

— Вижу, что правила поведения в лесу, вы усвоили хорошо. Но, несмотря на эти ваши знания, нужно пополнить… В лес поедут только смелые дети. Кто со мной? Все! Я очень рада, что в нашей группе растут такие смелые дети. А путешествовать мы будем на машине. Руль я доверяю Мише, сегодня он будет нашим шофером.

Подвижная игра «Машина»

(Действия выполняются в движении по кругу)

Би — би — би,

Гудит машина. (Имитируют нажатие на клаксон).

Стук — стук — стук,

Стучит мотор. (Ударяют кулачок о кулачок).

Едем — едем — едем — едем

Он так громко шумит. (Имитируют движение за рулем).

Шины трутся о колеса

Шур — шур — шур, они шуршат. (Круговые движения руками, имитирующие движение колес).

Быстро крутятся колеса

В дальний путь они спешат (то же)

3. Мотивация.

— Посмотрите, пожалуйста в окошко машины, куда мы приехали? Что вы видите?

(Рассмотрение картины «Весенний лес» при музыкальном сопровождении записи «Шум леса»)

(Лес)

— Напомню, что мы попали в лес весной. Поэтому как еще можно сказать, что мы видим?

(Весенний лес)

— Лес хорош в разное время года! А особенно весной, когда появляются первые листочки на веточках, а поляны украшает молодая травка. Небо такое приветливое, голубое с белыми облаками. И только одна лесная красавица во все времена года остается в своем красивом наряде. Что это?

(Елка)

— Воздух наполняется пением … Чье пение вы слышите?

(Кукушки)

(Останов. запись «Шум леса»)

— Да, вы правы, это пение кукушки. А какая птичка оставляет нас весной?

(Снегирь).

— А вот и он. С письмом. Что же в нем?

(Воспитатель зачитывает письмо)

«Дорогие дети!

Спасибо за вашу любовь и заботу о нас зимой. Ведь вы знаете, что для нас — птиц, страшнее зимой не холод, а — голод. Мы не можем с вами остаться, а потому желаем на память нарисовать нам весенний лес.

С благодарностью Снегирь».

— Выполним просьбу снегиря? Но для этого нам нужно вернуться в детский сад. Давайте снегиря пригласим поехать вместе с нами.

В конце путешествия предлагаю насладиться звуками весеннего леса. Закройте, — пожалуйста, глаза …

(Вкл. запись «Шум леса»)

Лес дремучий, до свидания!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

(Выкл. запись «Шум леса»)

— Открываем глаза и едем в детский сад. (Под стихотворное сопровождение игры, дети идут садиться на рабочие места)

Подвижная игра «Машина»

4. Познавательная деятельность. Актуализация опорных знаний, умений и навыков в процессе повторения.

— Вот мы с вами в детском саду. Пришло время выполнить обещание, которое мы дали Снегирю. Напомните мне, пожалуйста, какое именно?

(Нарисовать весенний лес)

— Да, вспомнила. А еще, пожалуйста, напомните мне, как художники называют изображение природы?

(Пейзаж)

— Молодцы, все правильно. Как еще мы можем назвать наш рисунок «Весенний лес»?

(Весенний пейзаж)

— Рисовать мы с вами будем непривычным способом. Предлагаю забыть о кисточках и … подумать и вспомнить, с помощью чего мы можем нарисовать облака?

(Мыльные пузыри, поролоновые палочки)

— А чем мы можем нарисовать солнышко?

(Зубной щеткой)

— Что еще можно нарисовать зубной щеткой?

(Травку, елку)

— С помощью чего еще можно нарисовать травку?

(Поролоновой палочкой)

— Что нам поможет нарисовать деревья и кусты?

(Ладонь и рука)

— А листочки на веточках, такие маленькие, молоденькие, зелененькие, чем нарисуем?

(Пальчиками, ватными палочками)

— А цветочки в траве: васильки, маки, одуванчики?

(Так же, как и листочка, но другим цветом: васильки — синим, маки — красным, одуванчики — желтым.)

— Молодцы! Вспомнили много техник для изображения «Весеннего пейзажа» без помощи кисточки. А чтобы во время работы у вас не возникло проблем, как ими пользоваться, я предлагаю обратить ваше внимание на рисунки-подсказки.

Что-то вы засиделись, давайте прервемся

Физминутка «Весна»

Пришла весна

(Разводим руки от середины в стороны и опускаем вдоль туловища)

Первый месяц — март

(Отводим левую руку в сторону и опускаем вдоль туловища)

Второй месяц — апрель

(Отводим правую руку в сторону и опускаем вдоль туловища)

Третий месяц — май

(Отводим левую руку в сторону и опускаем вдоль туловища)

Встает рано солнце, чтобы нас теплом согреть.

(Ладони сомкнуты, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы раскрыты)

Согревает землю,

(Садимся на цыпочках и показываем поглаживание по земле (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони обращены вниз))

Бегут весенние ручьи.

(Сидя, выполняют волнообразные движения руками (ладони сомкнуты))

Вырастает молоденькая травка, первые цветы …

(Медленно встают, поднимая сомкнутые ладони вверх, ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка))

Просыпаются жучки, паучки, червячки,

(Пальцы слегка сгибаем и, перебирая ими показываем, как бегут пауки по всему телу)

Птички возвращаются из теплых краев,

(Имитируют движение крыльев птиц)

Пришла весна…

(Разводим руки от середины в стороны и опускаем вдоль туловища)

— Немного размялись. Прошу сесть за столы. А чтобы пальчики рисовали легко и ловко, давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Гроза»

(Проводится в сопровождении записи «Дождь и гром»)

Капли первые упали, (слегка стучим двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали (внутреннюю сторону ладони опускаем вниз; пальцы слегка сгибаем и, перебирая ими, показываем, как бегут пауки)

Дождик застучал сильнее, (стучим по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички исчезли среди ветвей. (скрестив руки, ладони соединяем тыльной стороной; машет пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра (сильнее стучим по столу всеми пальцами, обеих рук)

Разбежалась детвора. (Указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)

В небе молния сверкает, (рисуем пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает. (Барабаним кулаками, а потом хлопаем в ладоши)

5. Творческая деятельность. Закрепление знаний, умений и навыков в практической деятельности.

— Дети, перед собой вы видите средства, с помощью которых вы сможете нарисовать весенний лес. Не забывайте о чистоплотности, осторожности. Рисунки-подсказки вам напомнят, чем и как следует рисовать. Хочу напомнить, что зубная щетка должна быть полусухой, а при рисовании мыльными пузырями не следует опускать лист на емкость с мыльным раствором, чтобы не образовался ненужный нам круг. Также вы можете свободно передвигаться для того, чтобы рассмотреть рисунки-подсказки или помыть от краски руки. Кому нужна будет моя помощь, достаточно лишь поднять руку вверх. Также не забывайте о правильной осанке за столом.

А чтобы напомнить вам о чувствах в весеннем лесу будем работать под звуки природы.

(Вкл. запись «Шум леса»)

Самостоятельная работа детей.

Индивидуальная помощь воспитателем в выборе композиции, техники рисования, указания, советы, напоминания с целью предупреждения ошибок.

6. Оценочно-контрольная деятельность. Просмотр детских работ. Выводы.

— Молодцы, ребята! Видите: картинка к картинке, деревце к деревцу, кустик к кустику — и у нас с вами образовался настоящий весенний лес. А как еще одним словом мы можем назвать ваши рисунки весенней природы?

(Весенний пейзаж)

— Очень хороший вы нарисовали весенний лес. Будет что вспомнить Снегирю.

— Вам понравилось рисовать?

— С помощью чего? (Инд. ответы)

— Хочу предложить вам самостоятельно оценить свою работу на занятии в детском саду. Слушайте внимательно … Если вы считаете, что вам все удалось, то выбираете желтую фишку. Если вы считаете, что могли бы поработать лучше или что-то не удалось, не успели что-то нарисовать — то выбираете красную фишку. Фишки остаются вам. Положите их, пожалуйста, на свои рабочие места.

— Я приглашаю гостей посмотреть ваш «Весенний лес». А у нас минутка отдыха.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

шестнадцать − 14 =

Отправить