Программное содержание:
Обогащать представления детей о ближайшем окружении ребенка — его семье; учить ребенка называть членов своей семьи, их имена; формировать представление о семье как о круге ближайших ребенку людей; воспитывать уважительное отношение к старшим, желание соблюдать элементарные правила речевого этикета.
Развивать речевую активность дошкольников, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение; развивать умение воплощать игpовой замысел с помощью нетрадиционных техник рисования, в частности — цветным песком; развивать мелкую моторику рук, ориентацию в пространстве, двигательную активность во время занятия.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, желание посещать детский сад; желание соблюдать правила безопасности при работе с песком вызвать радостные переживания от игp с песком.
Maтериалы: дедушка, дидактическая матрешка, семейные фотографии нескольких детей, цветной песок, лист из альбома для рисования для детей раннего возраста, сосуды с песком, клей ПВА.
Словарная работа: семья, мама, папа, брат, сестра, детсад, большая семья.
Ход занятия с детьми раннего возраста
I. Организационный момент
— Дети, вы слышите кто-то стучит в дверь? Пойду посмотрю, кто это?
— Это дедушка посетил нас. Поздоровайтесь с ним!
Психогимнастика «Сердитый дедушка»
— Дедушка рассердился, потому что его не слушаются внуки. Он брови нахмурил, пальцем грозит. (Дети делают мрачные лица, грозят пальчиками.)
— Внуки дедушку любили, потому извинились у него. Дедушка обрадовался, улыбнулся, детей по голове погладил. (Дети улыбаются, гладят себя по головам).
II. Мотивация
— Дедушка пришел не один, а со своей семьей. Это его дочь Матрешка.
Онa тоже не одна. Откроем куклу, в середине еще одна матрешка. Это ее
дочь. А в середине этой матрешки есть еще одна — ее сестренка.
III. Основная часть
— Каждая матрешка имеет свое имя. Маму зовут Люда, дочь — Аня, а ее
сестренку — Яна. Они хотят знать имена ваших мам.
Каждый ребенок называет имя своей мамы
— Как можно ласково обратиться к маме? (Мама, мамочка, мамуля)
-Как можно ласково назвать папу? (Папа, папочка)
— Как ласково можно назвать деда? (Дедушка)
— Как ласково можно назвать бабу? (Бабушка)
— Как можно ласково назвать сестру? (Сестричка)
— Как можно ласково назвать брата? (Братик)
— Кто живет с вами в доме?
Дети называют членов своей семьи.
— Это ваша семья. Вы живете вместе. Вот послушайте стихотворение о семье.
Начинается семья
С мамы, папы и меня,
Из домашней суеты,
Из стоянья у плиты,
Из прогулок в выходной,
Из дураченья со мной,
Из любви счастливых глаз
И из снимков, что про нас.
— Давайте покажем на цыпочках, какая у нас большая семья
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
— Сегодня Артем и Даниил принесли свои семейные фотографии. Давайте их рассмотрим, а мальчики расскажут о своих семьях.
Дети рассказывают о своих семьях по семейным фотографиям, воспитатель вопросами стимулирует их рассказ.
— Свою семью надо любить, уважать, беречь. Вы любите своих родных? Давайте расскажем, как вы их любите.
Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение
Я люблю свою мамочку,
Папу, брата, бабушку,
Дедушку седого,
Доброго, родного.
-А сейчас немного отдохнем!
Физкультминутка
Руки вверх! Руки в стороны!
И делаем четыре прыжка.
Выше руки поднимите!
А теперь их опустите!
Хлопните, дети, несколько раз,
За работу! Все теперь будет класс.
— Малыши, а нашу группу можно назвать большой семьей?
— Вам нравится в детском саду? Что вы больше всего любите делать?
(Играть, смотреть книги, делать зарядку и т.п.)
— Дети, рисовать вы любите?
— Сегодня мы с вами будем рисовать очень необычным способом. Чем?
Вы должны отгадать
Bон желтенький и сыпучий
Лежит в песочнице на куче
Если хочешь — можешь брать
Крепость строить и играть.
Только воду должен взять.
— Что это, малыши?
Да, это песок. О нем мы с вами знаем очень много, давайте вспомним.
— Какого цвета песочек может быть? (Белый, желтый, серый)
— А когда сухой песок взять в руки, он что может делать? (Сыпаться)
— А если на песочек польется дождь, какой он станет? (Мокрый)
— Мы вспомнили свойства песка, а сейчас вспомним правила обращения с ним.
Нельзя сыпать песок друг другу в глаза, не высыпать песок на пол, не брать в рот, обязательно после игp с ним следует помыть руки.
— Поэтому сегодня мы будем рисовать песком. Идем в нашу художественную мастерскую. У каждого из вас есть лист с рисунком. Посмотрите, что на нем изображено?
— Кто это?
— Это брат и сестренка. Куда они идут?
— Почему они идут в детский сад?
— Покажите пальчиками дорожки, где они?
— Мы с вами будем посыпать дорожки песком. Покажем, как мы это будем делать. Подготовьте наши пальчики к работе:
Пальчиковая гимнастика
Мы посыплем песок
(Имитируют рассыпание песка)
На задоринки дорожки
(Стучат пальчиками по дорожкам)
Чтобы быстро в детский сад
Шагали наши ножки.
(«Шагают» пальчиками по столам)
— Теперь за работу, дети! А наш дедушка и матрешки будут за вами наблюдать.
Дети выполняют задание под спокойное музыкальное сопровождение.
IV. Итог. Рефлексия
Есть у детишек дружок,
Это — желтенький песок.
С ним интересно очень играть —
Можно и порисовать,
Можно замок построить,
В машину насыпать
И слепить пирожок.
Вот такой он, наш дружок!
— Молодцы, ребята! Чем вы рисовали? Вам понравилось?
— Дедушке и матрешке очень понравилось, что вы были внимательными, хорошо отвечали, рисовали, поэтому они хотят подарить вам на память маленькие яркие солнышки, чтобы они вас согревали своим теплом, а вам радостно и хорошо жилось в саду.
Воспитатель раздает детям бумажные солнышки и хвалит их.