Цель:
Продолжать учить детей сопоставлять две группы предметов; соотносить число предметов с цифрой.
Закрепить умение считать порядковым счетом в пределах 5; умение узнавать геометрические фигуры.
Развивать умение детей классифицировать животных, находить лишнее, умение высказывать свои рассуждения, ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, воображение, связное логическое мышление.
Воспитывать желание изучать математику
Материал: иллюстрации к сказке, игрушечный мишка, карандаши, тетради, перфокарты.
Ход занятия в средней группе детского сада
Орг. момент
Сказка в гости к нам стучится — отворите душу ей!
Что-то доброе случится — станем мы чуть-чуть добрей.
В сказках всякое бывает, там чудес не перечесть,
В сказках домики летают и волшебники в них есть!
Упражнение «Представьте, что вы попали в сказку»
1. Игра «Да или нет».
— В нашей волшебной шкатулке спрятался необычный гость. Отгадайте, кто это. Вы можете задавать вопросы, касающиеся его внешнего вида, привычек, места проживания, но не называя его.
Например:
Дети: Это живое?
Воспитатель: Да.
Дети: Это животное?
Воспитатель: Да.
Дети: Оно живет у людей?
Воспитатель: Нет.
Дети: Оно большое?
Воспитатель: Да.
Дети: Оно имеет рога?
Воспитатель: Нет.
Дети: Оно зимой спит?
Воспитатель: Да.
Дети: Это медведь.
— В каких сказках встречается Медведь? («Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь»)
— К нам сегодня в гости пришел медведь из сказки «Маша и Медведь». Он хочет пригласить нас к себе в гости.
2. Игра «Последовательность картинок»
— Внимательно рассмотрите картинки и скажите на какой из картинок, событие проходило первым. На какой — второе, третье и т.д.
3. Сказка Маша и медведь
— В одном селе жила девочка Маша с бабушкой и дедушкой. Вот однажды позвали ее подружки в лес собирать ягоды и грибы.
Дедушка с бабушкой отпустили ее и велели:
— Пойди, Маша, только от подружек ни на шаг. Лес большой, дремучий, не приведи господи – заблудишься.
— Пришла Маша с подружками в лес. Начали они собирать грибы и ягоды. Кустик, еще кустик, елочка, елочка — вот и отошла Маша далеко от подружек. Стала их звать и звать — подружки не отзываются. Ходила, бродила девочка по лесу, пока не поняла, что заблудилась.
3. Задание: Проведите Машу к домику.
(Дети проводят линии по инструкции).
— Проведите линию от грибочка к цветочку, от цветочка к грибочку, от грибочка к дереву, от дерева к домику.
— Чего не хватает на нашем рисунке. Дорисуйте в правом верхнем углу солнышко, а в левом верхнем – облачко.
— На дереве нарисуйте три желудя, а под деревом на 1 желудь больше.
— Возле домика нарисуйте 4 цветочка так, чтобы слева и справа было цветочков поровну.
— Маша подошла к домику. Постучала в дверь — нет ответа. Не отзываются хозяева. Осторожно толкнула дверь, и та распахнулись.
Пусто в домике. Подошла Маша к окошку, села на лавочку и думает: «Кто в этой избушке живет?»
4. Дидактическая игра «Животные в лесу»
— Кто живет в лесу?
— Рассмотри животных. Кто здесь лишний? Почему? Закрась самое большое животное.
— К вечеру вернулся домой медведь.
Задача: Как вечером можно узнать есть ли кто в доме, не заходя туда.
— Увидел медведь Машу и обрадовался.
И говорит он:
— Я тебя не отпущу! Будешь жить со мной. Печь топить, кашу варить и меня кашей будешь кормить.
Расстроилась Маша, да куда ты от медведя денешься. Осталась в доме жить, вести хозяйство.
5. Дидактическое упражнение «Зашей одеяло»
У медведя порвалось одеяло. Отыщите «клочки» и зашейте его.
— Маша начала думать-гадать, как ей от медведя спастись. Бежать некуда — вокруг дремучий лес, где дорога не видно, спросить — не спросишь. Долго думала она и придумала.
Задания со счетными палочками:
— Постройте квадрат.
— Переместите одну палочку так, чтобы квадрат превратился в открытую коробочку.
Задание в тетрадях:
6. Задача: «Пирожки для мишки»
Нарисуйте в каждой коробке столько пирожков, сколько указывает цифра.
— В какой коробке пирожков больше?
□6 □5 □3
— Маша напекла пирожков, положила в большой короб и говорит медведю:
— Вот гостинцы, отнеси их бабушке с дедушкой. И помни: по дороге короб не открывай, пирожки не ешь. Я на высокую сосну залезу, буду смотреть за тобой!
Так в коробе Маша попала домой.
7. Итог. Рефлексия
— Как бы поступили вы, если бы с вами случилось такое происшествие.
Сегодня вы доказали, что всегда можете прийти на помощь любому, кто в ней нуждается.