Первое занятие с детьми по рисованию и по ознакомлению с новым художественным материалом
Цель:
— вызвать у детей интерес к рисованию красками;
— учить правильно держать кисточку в руке, смачивать ее в краске, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисточку в воде и высушивать ее, делать ею свободные движения по листу бумаги;
— развивать воображение при «общении» с кисточкой, водой, бумагой;
— воспитывать умение беречь изобразительные материалы;
— выявить уровень изобразительных умений.
Материал: 1 большая малярная щетка, на металлической части которой наклеены или нарисованы части лица — глаза, брови, рот; на границе металлической и деревянной частей прикреплен плащ — кусочек яркой ткани (король Кисточка), 3 небольшие щетки с лицами и одеждой (Сыновья короля), кисточки для детей (№ 10), краска гуашь одного яркого цвета (желательно красного) бумага (1/2 листа) и 2 баночки с водой на каждого ребенка, салфетки.
Ход занятия по рисованию в ясельной и младшей группе:
1. Игровая мотивация.
Воспитатель показывает подгруппе (4-5) детей короля Кисть и рассказывает.
«В одном королевстве жил-был король Кисточка и имел он троих сыновей. Ребята очень любили рисовать. Своими картинами они украсили все королевство. Захотели Кисти в одном детском саду научить детей рисовать. Но не прошло и три дня, как ребята вернулись в королевство очень расстроенные».
Воспитатель показывает первого сына-кисточки и продолжает свой рассказ от имени двух персонажей:
Почему ты такой грустный? — спрашивает король.
Уважаемый отец! Знаете, к каким плохим детям я попал! Они опустили меня в краску вот так (воспитатель показывает на середину металлической части и опускает кисть к середине металлической части в краску).
Ой, ой! Глаза щиплет, в рот попало, мне не хорошо, помойте меня скорее! (Воспитатель в воде ополаскивает кисточку). Вот уже лучше! Все вижу, все слышу. А опускать в краску меня надо по середину ворса (показывает) только щетинки, так мне не больно, все видно. А если в ворс набралось много краски, то лишнюю можно снять о край баночки, вот так (воспитатель показывает). Теперь я смогу хорошо и опрятно нарисовать вот такой цветочек. (Воспитатель рисует цветок)
2. Постановка игровой и учебной задачи.
Воспитатель предлагает детям пустить кисточки «погулять» по белому листу бумаги. А чтобы кисточка не боялась бумаги, чтобы ворсинки кисточки дружно двигались по нему, надо ладошкой придержать лист — воспитатель слова сопровождает действиями, побуждает детей сделать тоже самое.
3. Руководство выполнением задания и последующей игрой.
После этого воспитатель объясняет и показывает детям, как сильно сгибая пальцы, не сдавливая палочку, держать кисточку между тремя пальцами в том месте, где металлическая часть переходит в деревянную. Вновь демонстрирует, как правильно макать кисть в краску, снимать лишнюю краску о край баночки. Предлагает то же сделать детям и нарисовать что угодно. (Если ребенок неправильно берет кисточку, воспитатель вкладывает в руку кисть так, чтобы он мог держать его тремя пальцами).
После того, как дети закончили рисовать, воспитатель предлагает им промыть кисти в баночке с водой.
Воспитатель показывает второго сына-Кисточки и рассказывает от его имени:
А меня дети очень плохо ополаскивали в воде. В волосах осталась краска и засохла. Мне больно. А я люблю, чтобы меня купали сначала в одной баночке, затем споласкивали во второй. Вот так хорошо. Щетина моя уже чистая. (Воспитатель сопровождает слова действиями).
Воспитатель показывает третьего сына-Кисточки, рассказывает и от его имени:
А меня дети больно дергали за волосы, когда вытирали о салфетку. А мои волосы такие мягкие, что от легкого прикосновения к салфетке, они становятся почти сухими. Вот так (показывает воспитатель).
Дети споласкивают и высушивают кисточки. Воспитатель одобряет каждого ребенка индивидуально за то, что он сделал все правильно.
4. Итог.
Король Кисточка спрашивает у своих сыновей, довольны ли они детьми. Получив утвердительный ответ, Кисточка уверяет деток, он будет с удовольствием ждать новой встречи с малышами, чтобы снова почувствовать тепло их ладошек, нежность и мягкость обращения с кисточками и красками.